Глава I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ

Они проявили интерес к европейской социалистической мысли и восприняли ее гуманистические идеалы. Затем произошло обычное явление для представителей колониальных стран, приобщившихся к европейской культуре, но сохранивших тесные духовные связи с родиной. Они пытались пересадить социалистические идеалы на арабскую почву, соединить их с национальной культурой, найти им эквивалент в древних религиозных традициях. При этом неудовлетворенность европейской цивилизацией приводила к идеализации национальной истории, к провозглашению ислама источником социализма, средством установления социальной справедливости, позволяющим избежать антагонизмов и нетерпимости, свойственных капиталистическому обществу. Такова была суть движения религиозного возрождения, возникшего в странах Северной Африки в конце прошлого века и заложившего там основы современной политической мысли и так называемого арабского социализма.

Выдающаяся роль в зарождении этого движения принадлежит эль-Афгаии (1838—1879), широко известному в арабском мире философу, политику и журналисту, призывавшему к независимости, освобождению от европейского влияния и уничтожению эксплуатации. Эль-Афгани был одним из родоначальников «арабского социализма». Высказанные им по этому поводу соображения представляют не только исторический интерес. По существу, они и по сей день разделяются некоторыми представителями этого течения.

Обращение к «арабскому социализму» явилось у эль-Афгани результатом отрицания ряда принципиально важных моментов «западного социализма», который, по его мнению, всецело обязан своим существованием мстительному чувству против несправедливых правителей и зависти рабочих к тем, кто богатеет за счет их труда. Этот социализм, лишенный религиозной основы и стремления к общему благу, не может привести к тем целям, осуществления которых от него ожидают, считал эль-Афгани, он ведет лишь к хаосу, к кровопролитию, к избиению невинных и опустошению, от которого никто не выиграет,

В этих пророчествах трудно не распознать болезненной реакции представителя древней восточной культуры на классовую борьбу, ставшую уже тогда постоянным и вполне очевидным явлением европейской общественной жизни.

«Исламский социализм» эль-Афгани всецело выводит из религии и из древних традиций, никак не связывая его с новым временем и новыми условиями. Этот социализм, говорит он, «является частью религии ислама и тесно связан с характером своего народа с того времени, когда он еще представлял собой кочующих язычников». Первыми, кто осуществлял социализм на практике, были, по эль-Афгани, великие халифы, спутники пророка. Правда, он признает, что позднее произошла перемена в духовной атмосфере и принципы справедливости постепенно были преданы забвению.

Что касается содержания «исламского социализма», то главную его заповедь, его коренной принцип эль-Афгани видит в том, чтобы делиться с бедными, зависимыми, необеспеченными и тем самым достичь гармонии между имущими и неимущими, сохранить патриархальную семейственность, свойственную раннему мусульманскому обществу.

Эль-Афгани — родоначальник последовательно религиозного крыла «арабского социализма», он и называет его более точно, не арабским, а исламским. Социализм для эль-Афгани — элемент своеобразной религиозной реформации, религиозного возрождения.

Один из выдающихся последователей эль-Афгани, Мухаммед Абдо (1849—1905), считающийся основоположником модернистской школы арабской мысли, стремился более тесно увязать элементы религиозного возрождения с насущными потребностями развития мусульманских стран. Ислам в интерпретации М. Абдо выступает как своеобразная основа просветительской, по существу, программы. По его мнению, воспитание, основанное на принципах ислама, служит лучшим средством укрепления духа коллективности и борьбы с индивидуализмом и обособлением. Но Абдо не ограничивается этим, он ратует за образование в более широком плане, призывает к внедрению современных методов хозяйства, говорит о необходимости трудиться и, всячески воспевая бережливость и осуждая расточительность, выдвигает идею о своего рода частичном перераспределении богатств в пользу бедных. В общем контексте взглядов М. Абдо эта идея выглядит не как повторение традиционного исламского принципа пожертвований в пользу бедных, а, скорее, как элемент программы общественных реформ, носящей вполне светский характер.

Оглавление