Глава I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ

Серьезные сдвиги, происшедшие после войны в раз- витии политической мысли национально-освободительно­го движения как в Северной, так и в Тропической Африке, характеризуются двумя главными моментами. Более острый и радикальный характер приобрела идея независимости, которая стала выдвигаться уже не как отдаленная цель, а в качестве конкретного политическо­го требования, подкрепленного различными методами борьбы. Рядом с требованиями независимости возникают разнообразные и, как правило, смутные и противоречи­вые концепции социальных преобразований

Новейшую политическую мысль большинства афри­канских стран отличал эмпирический характер Политические силы, возглавившие освободительное движение не имели сложившихся идейных платформ и четких представлений о необходимости и тенденциях их эволюции. В значительной мере это объяснялось уровнем развития колониальных народов. Всеобщий демократиче­ский подъем, вызванный разгромом фашизма и успеха ми социализма и антиимпериалистической • борьбы в Азии, создавал атмосферу, чрезвычайно благоприятную для возникновения различных освободительных движе­нии в Африке, даже когда они не были тщательно подго­товлены в идейном отношении. Идеология вырабатыва­лась в ходе борьбы. Революционный энтузиазм был настолько велик, что нередко не национально-освободи­тельное движение возникало на базе сложившейся поли­тической платформы, а, наоборот, определенные полити­ческие концепции подстраивались к уже сложившемуся или складывающемуся движению

В этих условиях на формирование идеологии нацио­нально-освободительного движения особо заметное влияние оказывали субъективные факторы. Более существенными, чем изучение реальной обстановки, подчас оказывались образование, личные контакты, субъективные взгляды и воздействие определенных уже сложившихся концепций, выбор которых мог определяться случайными обстоятельствами., Не следует забывать, что и вставая на путь антиимпериалистической борьбы африканские лидеры оставались под давлением буржуазной и право­социалистической идеологии, что колониальные власти всеми силами пытались изолировать их от коммунисти­ческих идей, внушить им враждебное отношение к ком­мунизму.

В результате идеи социальных преобразований пер­воначально носили неопределенный характер и у боль­шинства представляли собой весьма пеструю смесь национальных традиций, утопических воззрений рели­гиозно-моралистического порядка и заимствований из западных реформистских и социал-демократических об­разцов. Для этого этапа развития политической мысли африканских стран общими признаками являлись выдви­жение на первый план национальных особенностей и вытекающее из него отрицание общих закономерностей исторического развития. Отвергался не только капита­лизм, но и социализм, причем отрицание последнего но­сило априорный характер, ибо представления африкан­ских идеологов как о теории научного социализма, так и о попытках ее претворения в жизнь были, как пра­вило, поверхностны и необъективны. Это создавало благоприятную почву для антикоммунистических ноток, к которым с надеждой прислушивались идеологи и по­литики буржуазного Запада.

Небезынтересна общая характеристика, которую дает арабской политической мысли этого периода Хишам Б. Шараби, американский политолог, изучающий проб­лемы Арабского Востока. «Ни революция, ни социа­лизм, — пишет он, — не имели определенной теоретиче­ской базы ни в одной стране и развивались прагматиче­ски в различных политических и экономических условиях. Идеология арабского социализма, особенно в Египте и Алжире, казалось,: больше заимствовала у Прудона, чем у Маркса, у британского социализма, чем у коммунизма. Социальная справедливость и экономиче­ская реформа, которые «революция», стремилась осу­ществить посредством «социализма», носили в основном моральный характер. В некоторых отношениях «революция» и «социализм» фактически символизировали тра­диционную исламскую социальную справедливость».

В странах Тропической Африки, где политическая мысль развивалась на идейной основе панафриканизма, наблюдались в сущности те же поиски решений в нацио­нальных и религиозных традициях, то же преувеличение их значения и противопоставление африканского пути развития не только капитализму, но и научному социа­лизму.

Оглавление