Серьезные сдвиги, происшедшие после войны в раз- витии политической мысли национально-освободительного движения как в Северной, так и в Тропической Африке, характеризуются двумя главными моментами. Более острый и радикальный характер приобрела идея независимости, которая стала выдвигаться уже не как отдаленная цель, а в качестве конкретного политического требования, подкрепленного различными методами борьбы. Рядом с требованиями независимости возникают разнообразные и, как правило, смутные и противоречивые концепции социальных преобразований
Новейшую политическую мысль большинства африканских стран отличал эмпирический характер Политические силы, возглавившие освободительное движение не имели сложившихся идейных платформ и четких представлений о необходимости и тенденциях их эволюции. В значительной мере это объяснялось уровнем развития колониальных народов. Всеобщий демократический подъем, вызванный разгромом фашизма и успеха ми социализма и антиимпериалистической • борьбы в Азии, создавал атмосферу, чрезвычайно благоприятную для возникновения различных освободительных движении в Африке, даже когда они не были тщательно подготовлены в идейном отношении. Идеология вырабатывалась в ходе борьбы. Революционный энтузиазм был настолько велик, что нередко не национально-освободительное движение возникало на базе сложившейся политической платформы, а, наоборот, определенные политические концепции подстраивались к уже сложившемуся или складывающемуся движению
В этих условиях на формирование идеологии национально-освободительного движения особо заметное влияние оказывали субъективные факторы. Более существенными, чем изучение реальной обстановки, подчас оказывались образование, личные контакты, субъективные взгляды и воздействие определенных уже сложившихся концепций, выбор которых мог определяться случайными обстоятельствами., Не следует забывать, что и вставая на путь антиимпериалистической борьбы африканские лидеры оставались под давлением буржуазной и правосоциалистической идеологии, что колониальные власти всеми силами пытались изолировать их от коммунистических идей, внушить им враждебное отношение к коммунизму.
В результате идеи социальных преобразований первоначально носили неопределенный характер и у большинства представляли собой весьма пеструю смесь национальных традиций, утопических воззрений религиозно-моралистического порядка и заимствований из западных реформистских и социал-демократических образцов. Для этого этапа развития политической мысли африканских стран общими признаками являлись выдвижение на первый план национальных особенностей и вытекающее из него отрицание общих закономерностей исторического развития. Отвергался не только капитализм, но и социализм, причем отрицание последнего носило априорный характер, ибо представления африканских идеологов как о теории научного социализма, так и о попытках ее претворения в жизнь были, как правило, поверхностны и необъективны. Это создавало благоприятную почву для антикоммунистических ноток, к которым с надеждой прислушивались идеологи и политики буржуазного Запада.
Небезынтересна общая характеристика, которую дает арабской политической мысли этого периода Хишам Б. Шараби, американский политолог, изучающий проблемы Арабского Востока. «Ни революция, ни социализм, — пишет он, — не имели определенной теоретической базы ни в одной стране и развивались прагматически в различных политических и экономических условиях. Идеология арабского социализма, особенно в Египте и Алжире, казалось,: больше заимствовала у Прудона, чем у Маркса, у британского социализма, чем у коммунизма. Социальная справедливость и экономическая реформа, которые «революция», стремилась осуществить посредством «социализма», носили в основном моральный характер. В некоторых отношениях «революция» и «социализм» фактически символизировали традиционную исламскую социальную справедливость».
В странах Тропической Африки, где политическая мысль развивалась на идейной основе панафриканизма, наблюдались в сущности те же поиски решений в национальных и религиозных традициях, то же преувеличение их значения и противопоставление африканского пути развития не только капитализму, но и научному социализму.