Глава I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ

При этом почти все представители политической мысли национально-освободительного движения в стра­нах Тропической Африки, кроме марксистов-ленинцев, пережили определенный период социал-реформистских иллюзий. В известной мере это было связано с тем влия­нием, которое в первые послевоенные годы приобрел в панафриканском движении Дж. Пэдмор.

Как уже отмечалось, Дж. Пэдмор в идейном плане сблизился с правыми социалистами, хотя сохранил ряд марксистских представлений, главным образом из обла­сти философии истории. Именно Пэдмору принадлежит идея панафриканизма как движения, выступающего против империализма, но в то же время и отвергающего коммунизм. В поисках несуществующего «третьего пути» между капитализмом и коммунизмом Пэдмор прибли­зился к социал-демократии, к так называемому демо­кратическому социализму и пытался в этом плане влиять на формирование идеологии панафриканизма. «В экономическом и политическом смысле, — писал он, — панафриканизм подписывается под фундаменталь­ными целями демократического социализма с государст­венным контролем над основными средствами производ­ства и распределения».

Противопоставляя панафриканизм коммунизму, Пэдмор делает упор на проблему политической демократии. В этом он также следует примеру сторонников «демо­кратического социализма». «Панафриканизм, — заявлял Пэдмор, — намеревается выполнить социально-экономи­ческую миссию коммунизма при либеральной политиче­ской системе». Пэдмор сделал немало для того, чтобы привить молодым идеологам национально-освобо­дительного движения в Африке иллюзии буржуазной демократии и возможности ее использования в афри­канских условиях для продвижения к так называемому демократическому социализму. В статье, написанной ё 1959 г. (год смерти Пэдмора), он проводил такое различие между африканским и «русским» социализмом: «В Гане в отличие от России правительство Народной партии конвента уже заложило солидную основу политической демократии, базирующейся на парламентском правительстве, всеобщем избирательном праве, свободе собраний, слова и печати, а также на господстве права. Теперь правительству Ганы предстоит усилить политическую демократию экономической демократией».

Дальнейшие события показали нереальность такого пути установления «экономической демократии», полностью совпадающего с классическими канонами правого социализма. Лидеры национально-освободительного движения в Гане и других африканских странах убедились, что условия для подлинной и прочной демократии создает не демократия в ее традиционном буржуазном понимании, т. е. как совокупность гражданских свобод, правительства, ответственного перед парламентом, и «господства права», а осуществление глубоких революционных преобразований общественного строя. Но к такому выводу они пришли не сразу. В начале 50-х годов представления Пэдмора разделялись многими идеологами африканского социализма. Так, К. Нкрума, получая почетный диплом в одном из американских университетов, говорил о своей верности англосаксонским идеалам демократии и о том, что политическая система США служит для него источником вдохновения.

Через несколько лет ему пришлось отказаться от этой точки зрения. К. Нкрума признал, что обеспечение интересов африканских народов требует признания научного социализма как единственной доктрины, способной вывести Африку на путь социального прогресса. Серьезные политические испытания и неудачи, в том числе и реакционный государственный переворот в Гане, повернувший страну на путь капитализма, укрепили К. Нкруму в этом убеждении.

Хотя в первом уставе Народной партии конвента 1959 г. провозглашались социалистические цели, идеи социализма безусловно не стали тогда основой партийной пропаганды и были очень далеки от претворения в жизнь. При этом в полном соответствии с пэдморовским пониманием панафриканизма всячески подчеркивался по особый характер африканского социализма, его независимость от научного социализма и даже оппозиционность к нему. Еще в 1960 г. К. Нкрума писал, что «есть много.путей, ведущих к социализму», и что Гана вырабатывает «свою - собственную форму социалистической системы, приспособленную к ее собственным нуждам».

 В тех условиях это означало провозглашение принципиальных различий между социалистическими устремлениями руководства Ганы и научным социализмом.

Оглавление