Глава I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ

Она вызвала известный резонанс и привлекла внимание к судьбе африканских народов. Однако вскоре после конференции Уильяме умер. Начатое им движение заглохло.

Одним из участников конференции 1900 г. был Уильям Дюбуа, человек, с именем которого ассоциируется возрождение и значительные успехи панафриканизма в новых условиях революционного подъема после первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции в России.

Интерес Дюбуа к панафриканизму связан с его борьбой за решение расовой проблемы в США. Дюбуа принадлежит выдающаяся роль в пробуждении активности и протеста среди негритянского населения, в искоренении вредных иллюзий в стиле «дяди Тома». Он выступил против всячески пропагандируемых официальными кругами концепций своего рода опеки белых над черными, объявлявших излишними всякие проявления протеста цветного населения против дискриминации. Дюбуа считал, что права негритянского и цветного населения не могут быть обеспечены без активного провозглашения справедливых требований, организации общественного мнения, сплочения и мобилизации противников расовой дискриминации.

В 1905 г. он основал Ниагарское движение, провозгласившее своей целью борьбу за гражданское равно правке американских негров (спустя 5 лет оно было преобразовано в Национальную ассоциацию прогресса цветного населения). Пропаганда идей движения велась через созданный Дюбуа в 1910 г. журнал «Кризис». Усилия Дюбуа произвели немалое впечатление на общественное мнение и способствовали мобилизации негритянского населения США и воспитанию в нем сознания необходимости настойчиво бороться за улучшение . условий жизни и труда и рассчитывать при этом в основном на свои силы, а не на добрые намерения «белых опекунов». Как пишет Дж. Пэдмор, «дядя Том был свергнут с престола» .

К концу первой мировой войны судьба Африки стала привлекать особое внимание Дюбуа. Он понял взаимозависимость расовой дискриминации в США и в странах Африки.

В 1919 г. по инициативе Дюбуа в Париже созывается I панафриканский конгресс. Он был приурочен к Версальской мирной конференции и связывался с надеждами Дюбуа и его сторонников повлиять на решение держав-победительниц при определении участи бывших германских колоний. Конгресс обратился к державам-победительницам с петицией о передаче бывших германских колоний в Африке под международный надзор, осуществляемый в интересах местного населения (опека) с последующим предоставлением им статуса самоуправляющихся стран.

Конгресс принял резолюцию, требующую, чтобы державы — участницы Версальского договора ввели кодекс законов для международной защиты африканского населения, наподобие предполагавшегося международного кодекса законов о труде, и чтобы Лига наций учредила специальное бюро для надзора за его соблюдением.

Конгресс сформулировал принципы управления африканскими территориями. Эти принципы предусматривали, что:

земля и природные ресурсы будут содержаться как опекаемое имущество, принадлежащее местным жителям, и, следовательно, последние всегда будут располагать правом пользования таким количеством земли, которое они могут с прибылью освоить;

вложение капитала и выдача концессий не должны вести к эксплуатации местного населения и истощению ресурсов;

должны быть отменены рабство, телесные наказания, принудительный труд, а общие условия труда должны регулироваться государством; должны быть предусмотрены меры для внедрения образования, в частности для подготовки учителей из среды местного населения.

Наиболее интересен принцип участия африканского населения в управлении, представляющий собой кон­цепцию постепенного предоставления африканским, стра­нам независимости в процессе сотрудничества с коло­ниальными властями. «Жители Африки,— гласит резо­люция конгресса, — должны получить право участвовать в управлении, как только уровень их развития сделает это возможным, в соответствии с принципом, что пра­вительство существует для населения, а не население для правительства.

Оглавление