понимаемое как упразднение нищеты и несоразмерных различий в уровне жизни. При этом ни слова не говорится о классовой основе социальных противоречий, все сводится лишь к необходимости контроля за личностью и соблюдения ею определенных правил.
Что «социализм» эль-Сибаи является насквозь реформистским, видно из его отношения к собственности и конкуренции и из его понимания равенства. «Исламский социализм допускает частную собственность и предоставляет талантам людей свободу конструктивной конкуренции, которая, несомненно, является главной пружиной культурной эволюции и роста».Признавая, что в допущении частной собственности и свободной конкуренции «исламский социализм» смыкается с капитализмом, эль-Сибаи считает, что обеспечить «социалистический характер» частной собственности призваны исламские законы. Что же касается идеи социального . равенства, то она толкуется в основном как ликвидация нищеты. Можно уничтожить нищету, но не неравенство, оно неизбежно, ибо люди рождаются с неравными талантами — такова позиция «арабских социалистов» эль-Сибаи, И. Мазхара и ряда других.
Исламские законы, способные, по их мнению, изменить природу частнокапиталистического производства, сводятся к взаимопомощи, гостеприимству, солидарности, пожертвованиям на религиозные и общественные нужды т. е., по существу, к призыву к богатым людям жалеть бедных, хотя эль-Сибаи и возражает против такого толкования, считая, что в «исламском социализме» этот призыв подкреплен разработанной правовой системой.
Социализм понимается эль-Сибаи не как устранение классового неравенства, а как устранение классовой борьбы путем воскрешения патриархальных традиций и частичных реформ, не затрагивающих основ социальной системы. Обеспечить сотрудничество всех классов, то, что эль-Сибаи и И Мазхар называют «взаимной ответственностью индивидов», — вот главная цель этой ветви «арабского социализма». Не удивительна ее очевидная направленность против подлинно социалистических представлений о смене общественных формаций революционным путем
И. Мазхар объявляет революции разрушительными и противоестественными. В работах эль-Сибаи и И. Мазхара национал-реформистские тенденции ранних представителей «арабского социализма» получают более четкое воплощение, приобретают воин-ствующе-религиозный характер и связаны с отрицанием Ряда основных идей научного социализма.
каковы некоторые этапы развития арабской идеологии, оказавшие немалое влияние на ее сегодняшнее состояние.
Как уже отмечалось у современной политической мысли арабских стран был другой, более непосредственный источник — мощный подъем национально-освободительного движения, явившийся результатом разгрома фашизма во второй мировой войне, образования мировой социалистической системы и обострения общего кризиса империализма.
До воины идеологи освободительного движения арабских стран Африки в основном ограничивались требованием национальной независимости, не связывая его с социальными проблемами Новые политические силы, влившиеся в освободительное движение после войны, ооогатили его представлениями о необходимости поисков новых путей общественного развития, о социальной справедливости.
Дифференциация политических направлений в освободлительном движении в арабских странах наметилась раньше, чем в Тропической Африке. Передовое национально-освободительное движение после второй мировой воины здесь выступало против ограниченности реформистской компрадорской буржуазии, идущей на компромисс с империализмом (партия Вафд в Египте).
Сознание общности судеб арабских народов привело к идее арабского единства, в известной мере аналогичной концепции панафриканизма. Новые лидеры нацио- нально-освободительного движения пытаются внести новое понимание и в идею арабского единства, доставшуюся им от националистов предшествующего поколения Они связывают ее с бескомпромиссной борьбой против колониализма и империализма, с проблемой выбора пути общественного развития.