Глава I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ

В отличие от Гарвея Дюбуа обратился к социализму сравнительно рано, в период основания Ниагарского движения. Это не был, конечно, научный социализм. Будучи основан на расовых представлениях, он не сразу привел Дюбуа к пониманию коренной общности интересов антирасистского и антиколониалистского негритянского движения с борьбой белого рабочего класса за социализм. Сначала Дюбуа полагал, сближаясь в этом отношении с Гарвеем, что черные и белые рабочие— антагонисты, что расовые различия исключают возможность классового союза, а расовая проблема не имеет классовой, социально-экономической основы. «Хотя негритянские рабочие в Америке,— писал он,— страдают от капиталистической системы, самая большая доля их страданий исходит от их белых рабочих-собратьев».

Однако мысль о неприемлемости капитализма и формулирование смутных и утопических принципов социализма имели и положительное значение и содержали возможность дальнейшего развития. Уже сама постановка вопроса о социализме приковывала внимание Дюбуа к первому в мире социалистическому государству, к теории марксизма. Его отношение к Советской России первоначально было противоречивым, но Дюбуа не мог допустить, чтобы его взгляды на строительство социализма в России формировались на основе тенденциозной буржуазной печати. В 1926 г. он посещает Советский Союз и под свежим впечатлением пишет в передовой для журнала «Кризис»: «Если то, что я видел своими глазами и слышал своими ушами в России, является большевизмом, то я большевик». Дюбуа не мог пройти мимо значительных успехов, достигнутых СССР в решении национального вопроса. Четвертый панафриканский конгресс выразил благодарность правительству Советской России за гуманное отношение к угнетенным народам, и за оказываемую им поддержку.

Особое впечатление произвела на Дюбуа помощь СССР китайской революции. Кризис, потрясший мировой капитализм в 30-х годах, повысил интерес Дюбуа к теории марксизма. Позднее эти факторы привели ветерана панафриканского движения к идеологии научного коммунизма. Но уже в довоенный период они способствовали углублению понимания природы империализма, путей борьбы с ним и подготавливали переход к новому этапу антиимпериалистического движения.

Значительное влияние на идейную эволюцию и практическую деятельность панафриканистов оказали и другие явления 30-х годов. В среде негритянских поэтов в Париже (Л. Сенгор, Э. Сезэр) зарождается течение негритюда — своеобразный ответ на пренебрежительное отношение европейцев к негритянским культурным и историческим традициям. В негритюде нашли преломление и развитие идеи расовой исключительности, заложенные во взглядах Гарвея, а отчасти и раннего Дюбуа. Возникнув как художественное течение среди верхушки африканской интеллигенции в Париже, негритюд превратился в доктрину, оказавшую большое влияние на формирование африканской общественной мысли, и до сих пор служит философской основой ряда его направлений.

В панафриканское движение вливались новые силы, и это способствовало постепенному обновлению как идейных, так и организационных принципов движения. Империалистическая политика и неспособность Лиги наций противостоять ей рассеивали иллюзии и приводили к пониманию необходимости собственными усилиями добиваться целей национально-освободительного движения. К концу 30-х годов идея самоопределения начинает появляться рядом с традиционной для первых четырех панафриканских конгрессов концепцией опеки. В то же время делаются первые попытки организационного объединения борцов за независимость, преследующие более конкретные цели, чем панафриканские конгрессы. Эти перемены связаны с именем Джорджа Пэдмора.

Дж. Пэдмор, журналист из Тринидада, в 20-х годах примкнул к коммунистическому движению, приехал в Советский Союз и работал в международном профсоюзном движении. В 1934 г. произошел разрыв Пэдмора с коммунистическим движением, который навсегда лишил Пэдмора объективности по отношению к теории научного социализма и к своим бывшим товарищам по борьбе. В мировоззрении Пэдмора, на которое и после разрыва с Коминтерном марксизм продолжал оказывать заметное влияние, что привело его к правильному пониманию многих аспектов империализма и колониализма, появились антикоммунистические нотки. Классовый анализ явлений в ряде случаев сменился их оценкой с точки зрения расистских представлений, обнаружился заметный крен в сторону правой социал-демократии. Идейное развитие Пэдмора пошло вспять.

Оглавление