Глава I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ

Что касается Танганьики, то ее развитие пошло в ином направлении, особенно после объединения с Занзибаром. Для эволюции идейных представлений лидеров Танзании характерно постепенное признание недостаточности, неполноты общинного социализма, необходимости дополнить его конкретными современными социальными мероприятиями, имеющими определенный классовый смысл, в первую очередь национализацией основных средств производства. Поворотным моментом в этом отношении было принятие в начале 1967 г. Арушской декларации. Этот документ, обогативший партию ТАНУ более четкими представлениями о классовой структуре общества, характере государства, экономической политике и содержании социализма, приблизивший ТАНУ к национальной демократии, явился в то же время подтверждением необходимости развития и обогащения-концепции традиционного «африканского социализма» при всякой реальной постановке вопроса о социалистической ориентации. ТАНУ в 1967 г. повторила опыт, пройденный рядом других африканских политических партий в 1961—1962 гг. Ее лидеры убедились, что нужно менять идеологическую платформу, менять отношение к научному социализму, что так называемый африканский социализм в его старом виде уже не может служить надеж-.ным компасом преобразований. Именно так расценил мотивы принятия Арушской декларации и связанных с нею мер по национализации журнал «Кениа Уикли Ньюз», который дал довольно удачное определение действительного отношения концепций «африканского социализма» к социалистическим по своей ориентации преобразованиям: «Президент Ньерере видел, что он не приближался к социализму, и, возможно, чувствовал, что, если он промедлит еще какое-то время, желаемая цель может ускользнуть от него».

Национальная демократия указывает путь социального прогресса странам Африки, который получает и будет получать все более широкое признание. Временная конституция Ливии, введенная в декабре 1969 г., вскоре после прихода к власти Совета революционного командования, провозгласила основой развития общественную собственность и заявила о стремлении «установить социалистические отношения в обществе». Президент Сомали Сиад Барре в речи от 21 октября 1970 г. по случаю первой годовщины прихода к власти революционных сил заявил, что Сомали избирает социалистический путь . Искренние приверженцы идеалов прогресса и социальной справедливости в той или иной мере и форме приобщаются к политической платформе национальной демократии.

В этой связи привлекает внимание заявление бывшего президента Уганды Милтона Оботе от 3 ноября 1968 г. о возможности политического сдвига влево в этой стране. Обращаясь к собранию студентов колледжа Бусога, М. Оботе сказал: «Я полагаю, что когда мы предложим новые схемы, основанные на резолюциях партийных конференций, то эти схемы не будут лежать посреди дороги (не будут центристскими. — О. М.). Они будут левыми. Мы являемся партией народа, а народ всегда придерживается левых позиций». М. Оботе связывал эту перспективу с успехами стран социализма и их растущей помощью африканским народам.

«Новые схемы» были провозглашены доктором Оботе 7 октября 1969 г. в виде Хартии простого человека, призвавшей покончить с расслоением угандийского населения на богатых и-бедных, выдвинувшей в качестве ведущего принципа «собственность всего народа на средства производства и распределения» и предусматривавшей возможность национализации для осуществления этого принципа. Государственный переворот, происшедший вскоре после этого в Уганде, не исключил развития национально-демократических тенденций в- этой стране, они находят все новых приверженцев в Тропической Африке. Так, в последнее время эти тенденции пробивают себе дорогу в правящих партиях Замбии и Сьерра-Леоне.

Новейшая политическая мысль Африки за сравнительно небольшой отрезок времени прошла большой и сложный путь от пробуждения национального сознания, приведшего к провозглашению реформистских идей равенства,, связанных с наивными, но в определенный период неизбежными надеждами на «хороших» колониальных чиновников, на благодетельную опеку со стороны метрополий, через признание необходимости борьбы с империализмом и освобождения от пут политической зависимости к достановке проблем экономической независимости, социального прогресса и справедливости, к разработке платформы национальной демократии.

Национальная демократия является главным результатом идейного развития африканского национально-освободительного движения, его логическим следствием и перспективой.

 

Оглавление