Глава I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ

С переходом движения на африканскую почву и естественным выделением в нем нескольких самостоятельных течений был сделан первый шаг к формированию новейшей политической мысли стран Тропической Африки.

Если новейшая политическая мысль Тропической Африки имела общую предысторию, общий источник — идеологию панафриканского движения, то идейная эволюция национально-освободительного движения стран Арабской Африки протекала иначе. В силу более высокого уровня общественного развития национально-освободительное движение здесь сформировалось значительно раньше, общественно-политическая мысль имела богатую и сложную историю и развивалась различными путями в разных странах. Эта тема, требующая дополнительного исследования, выходит за пределы настоящего очерка. Ограничимся поэтому лишь некоторыми вехами эволюции арабской политической мысли.

Как мы видели, новейшая политическая идеология народов Тропической Африки неразрывно связана с' политическим движением, развивается на его основе, представляет собой, как правило, теоретическое обоснование платформы различных социальных сил, активно выступающих на политической арене. В Арабской Африке не было столь полного сращивания политической мысли и практики. Видимо, это объясняется в основном двумя причинами.

Во-первых, развитие политической мысли, отрывающейся от средневековья, начавшееся здесь в конце XVIII — начале XIX в., привело к созданию большой специальной литературы, опирающейся на древние источники религиозно-философского характера. Это само по себе превратило идеологию в особый род деятельности, на первых порах обычно тесно связанной с религиозным культом.

Во-вторых, начальный период развития современной политической мысли в арабском мире приходится на эпоху, когда идеология была основной, если не единственной, формой выражения национального сознания, когда тиранический режим и крепость позиций империализма не давали ему возможности вылиться в мощное, широкое и организованное национально-освободительное движение. На протяжении полутора веков не раз возникали политические движения, не раз происходили народные антиимпериалистические выступления, оставившие глубокий след в истории. Но в условиях жестоких репрессий между ними не было нецосредственной и постоянной преемственности, как не было нередко и тесной связи с исканиями арабских мыслителей.

Арабская политическая мысль, пользуясь большей свободой, чем непосредственная политическая агитация, развивалась более гладко, в ней четко прослеживается цепь преемственности. И в то же время она, как правило, не выходила из теоретической сферы, сохраняя самостоятельность по отношению к попыткам национального движения. Теория и политическая борьба развивались параллельно, оказывая друг на друга взаимное влияние, но не сливаясь воедино. В известной степени подобная обособленность теории от политической деятельности сохранилась и в новейшее время. Так, при всей объективной взаимосвязи арабской идеологии и социальных преобразований в АРЕ нельзя утверждать, что революция 1952 г. или последующие важнейшие этапы ее развития были прямым результатом влияния теоретической арабской мысли. Истоки революции лежали в основном в политической деятельности, в которой идеологи «арабского социализма» того времени не играли значительной роли. Революция явилась для них неожиданностью и не сразу была понята некоторыми из них. Взаимодействие между теоретической разработкой проблем развития и политической практикой в арабских странах было, таким образом, сложнее, чем в Тропической Африке.

Первые веяния нового времени внесла в арабскую политическую мысль идея активности, способности целеустремленной человеческой деятельности влиять на ход событий, если не определять их. Эта идея пробивала себе дорогу с начала XVIII в.. в борьбе с господством крайнего мусульманского фатализма, все сводящего к воле бога, считающего единственным доступным человеку средством воздействия на мир соблюдение правоверности и молитву.

Подобные сугубо средневековые представления подтачивались проникновением в арабский мир научно-технических достижений более развитых стран-. Вторжение Наполеона в Египет (1798 г.) ускорило этот процесс. Арабы устремились в Европу за современными знания-ми. Скоро, однако, лучшие представители арабской интеллигенции обнаружили в Европе наряду с несомненными достижениями технико-экономического прогресса и культуры резкие социальные контрасты, бедственное положение трудящихся.

Оглавление