Глава I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ

То направление, которое влияние Пэдмора придало стихийным социалистическим устремлениям нового поколения панафриканистов, в известной мере лишило некоторых из них возможности воспользоваться плодами многолетних идейных поисков родоначальника движения У. Дюбуа. Обращение У. Дюбуа к VI панафриканскому конгрессу (1958 г.) выдержано в духе научного социализма, но в то время Дюбуа уже не пользовался былым влиянием, и передовой отряд идеологов антиимпериалистической борьбы в странах Тропической Африки предпочел собственные поиски, которые в известном смысле были повторением пути, уже пройденного Дюбуа.

«Африканские националисты, — писал Дж. Пэдмор, — только тогда обратятся к коммунизму, когда их ожидания будут обмануты' и они почувствуют негодование по поводу того, что они считают изменой декларациям, провозглашенным западными демократиями в Атлантической хартии». Заявляя это, Пэдмор, видимо, полагал, что разочарование в западных демократиях никогда не наступит. Но он заблуждался. Это разочарование и утрата иллюзий о добрых намерениях империалистических держав наступили и вполне закономерно вызвали повышенный интерес многих африканских националистов к научному социализму. Их идейная эволюция в этом случае действительно пошла по пути, предугаданному Пэдмором. Путь этот не самый быстрый и не самый безболезненный, но, возможно, он представляется наиболее надежным и убедительным ряду политических деятелей африканских стран. Во всяком случае молодые революционные движения нередко предпочитают проверку собственным опытом следованию теоретическим положениям, которые кажутся им априорными и едва ли применимыми к особым условиям их стран.

Практика борьбы за утверждение национальной независимости, за развитие экономики и культуры своих стран повседневно показывала враждебность империализма целям национально-освободительного движения, невозможность с помощью капиталистических методов обеспечить решение насущных экономических и социальных проблем. Практический опыт убедил и в том, что смесь религиозных концепций, национальных традиции и реформистских социал-демократических иллюзии также не может служить основой социального прогресса и национальной независимости. В то же время успехи стран мировой социалистической системы и помощь, которую они, и в первую очередь Советский Союз, оказывали государствам, недавно добившимся политической независимости, наглядно демонстрировали преимущества социализма. Все это изменило отношение многих африканских лидеров к социализму. Появилось новое направление политической мысли, получившее в марксистской литературе название национальной демократии и солизившееся по многим принципиальным вопросам с представлениями научного социализма.

В 1961—1962 гг. среди африканских политиков и идеологов произошло своего рода идейное размежевание. Закончился период, когда различные тенденции уживались в рамках одного направления, начала формироваться идейно-политическая платформа национальной демократии.

В Гане, стране, которая явилась одним из пионеров национальной демократии и где уделялось особенно большое внимание теоретической разработке ее платформы, начало этому идейному направлению было положено в 1961 г. По случаю десятой годовщины Народной партии конвента К. Нкрума заявил, что необходима экономическая революция и что страна стоитна ее пороге. Складывавшаяся идеология национальной демократии получила тогда в Гане название нкрумаизма. не первым систематическим изложением явился цикл лекций бывшего министра обороны Кофи Баако в идеологическом институте в Виннебе К Баако определял нкрумаизм как «неатеистическую социалистическую философию». 1961 год был началом нового этапа в развитии Ганы, этапа, когда социализм переставал быть только лозунгом, когда планировались и начинали осуществляться глубокие социальные преобразования, создававшие почву для социалистической ориентации.

Центром пропаганды нкрумаизма, находившимся под особо заметным влиянием идей научного социализма, стала газета «Спарк», главным редактором которой был Кофи Батса. В серии редакционных статей, опубликованных в марте — апреле 1963 г. под заголовком «Социалистические партии Африки», острой критике подвергался «африканский социализм» как попытка подорвать позиции подлинного социализма, доказывалось наличие классовой борьбы в африканских условиях, излагалась развернутая платформа идеологов левого крыла национальной демократии. Опубликованный в 1964 г. К- Нкрумой теоретический трактат «Философия сознательности» рассматривался как завершение идейного формирования нкрумаизма.

Оглавление