Глава I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ

 

Послевоенный подъем национально-освободительного движения, принявший в 50—60-х годах повсеместный характер в Африке, привел к осознанию общности судеб африканских народов, общности их главного врага — империализма, взаимосвязи борьбы, которую ведет каждый из них. Десятилетия империалистической эксплуатации Африки ослабили в известной мере фактор национально-исторических особенностей. Возникла совокупность общих задач, средств и методов борьбы с колониализмом, имеющих общеафриканское значение.

Эти новые тенденции нашли многообразное воплощение—как политическое (координация усилий африканских государств и народов, еще борющихся за освобождение от колониального ига) и институционное (Организация африканского единства, региональные союзы), так и идеологическое, сказавшееся в выработке ряда философских и особенно политических концепций и направлений, выходящих за территориальные рамки. Возникновение этих концепций было результатом сложного взаимодействия различных течений, объединяемых историческими и национальными традициями. Эти течения, сохраняющие самостоятельность и известную обособленность и по сей день, приобретают особое значение при ретроспективном рассмотрении новейшей политической мысли стран Африки. Можно сказать, что они предшествовали ее становлению. Речь идет прежде всего о двух основных течениях, развивающихся самостоятельно и соответствующих культурно-историческому и национально-расовому делению Африки на Арабскую и Тропическую, или Черную Африку.

Это деление не исключает более детальной и бесспорно имеющей научно-историческое обоснование классификации. Так, арабская политическая мысль имела и имеет существенные особенности в странах Магриба, с одной стороны, в Египте и Судане — с другой. В Тропической Африке различия в культурном и экономическом развитии стран западных, центральных и восточных районов послужили основой неодновременного возникновения там политического самосознания. Тем не менее подобная региональная классификация не имеет столь определяющего значения, как вышеупомянутое деление на два исторических потока.

Речь идет о существенно отличном уровне социального развития, о различных цивилизациях, о двух комплексах глубоко своеобразных, культурных и исторических традиций. Если применительно к современности подход к новейшей политической мысли стран Африки как органическому целому вполне оправдан и подтверждается общностью ряда основных политических концепций, то применительно к процессу ее формирования такое широкое обобщение недопустимо. Предыстория современной африканской политической мысли — это самостоятельное развитие двух потоков, и, прежде чем перейти к современному этапу, необходимо наметить некоторые вехи их эволюции.

Современная политическая мысль в странах Тропической Африки возникла в тесном организационном и идейном контакте с международным панафриканским движением и на его основе.

Нет ничего удивительного в том, что зарождающееся освободительное движение народов Африки нашло опору в демократических сферах передовых стран мира, так же как и в том, что панафриканское движение, имевшее интернациональное значение, приобрело особый размах в Америке и там черпало в значительной мере людские ресурсы, в том числе и виднейших лидеров.

Компактное, численно значительное население негров в Америке и сочетание расовой дискриминации с капиталистической эксплуатацией создавали благоприятные условия для зарождения массового движения протеста на политическом уровне, недостижимом в то время в Африке.

Панафриканское движение возникло на рубеже двух веков как проявление солидарности между людьми африканского происхождения в Европе и Америке и африканскими народами, подвергавшимися усиленной империалистической колонизации, и в известной мере развивало традиции аболиционизма.

Впервые идея панафриканизма была провозглашена Генри-Сильвестром Уильямсом, адвокатом из Тринидада, который представлял в английских судах интересы африканских вождей. По роду своей деятельности Уильяме был прекрасно знаком с варварскими методами британской колониальной политики. Панафриканизм был задуман им как протест против империалистической агрессии в странах Африки. В 1900 г. по его инициативе в Лондоне была созвана небольшая панафриканская конференция.

Оглавление