Глава I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ

Это — ограничение земельных владений и земельной ренты, четкое определение условий аренды, уменьшение контрастов в заработной плате, национализация природных ресурсов и т. п.

Эти бесспорно прогрессивные меры, не выходящие за рамки общедемократических преобразований, за рамки современного реформизма, Халид называет социализмом, тем самим укрепляя в арабской мысли традицию, которой не избежал и С. Муса, называть социализмом то. что на самом деле им не является. Он затемняет понятие социализма такими определениями, как «умеренный», «справедливый», «зрелый», «терпимый»; относит к социализму не только практику британских лейбористов, но, по существу, и деятельность всех развитых капиталистических государств, выдвигая тезис о всеобщем признании социализма в передовых странах и об общности его целей при различии путей и средств его осуществления.

Апогей реформизма арабского автора под социалистическими лозунгами представляет собой солидарность Халида с американским бизнесменом Эриком Джонсто-ном. Последний говорил: «Мы выступаем за укрепление экономического положения среднего класса. Другими словами, число тех, кто находится у основания и на вершине экономической пирамиды, должно сокращаться, а число тех, кто находится посредине, должно возрастать» и т. п. Подобные заявления бывшего црезидента американской торговой палаты Халид комментировал следующим образом: «Сам он настолько предан делу капитализма, что определяет свою систему как „новый капитализм", как „демократический капитализм". Но это как раз то самое, что мы хотим делать».

Халид был одним из первых представителей «арабского социализма», в произведениях которого нашли совершенно четкое воплощение тенденции современного реформизма, серьезное влияние которого испытали на себе многие идеологи национально-освободительного движения, причем значительная часть из них так и не смогла от него освободиться. Значение провозглашения Халидом лозунгов социализма, несмотря на ненаучное, буржуазно-реформистское его понимание, заключается в том, что он предложил разумную программу преобразований и способствовал в какой-то мере изживанию страха перед самим словом «социализм», столь свойственного для обществ, еще не покончивших с феодализмом. В провозглашении этого лозунга Халид почти на десятилетие обогнал руководителей революции 1952 г.

Книга Халида «Отсюда мы начинаем свой путь», хотя и использует исламские традиции, обращена к современности и носит в основном светский характер. Ислам выступает в ней как способ обоснования общественной программы для определенной аудитории.

В 50—60-х годах получило распространение и более религиозное направление «арабского социализма», целиком выводящее его из ислама и концентрирующееся не столько на решении тем или иным путем насущных проблем развития, сколько на доказательстве социали-стичности исламских принципов, на абстрактной проповеди солидарности, любви к ближнему и других традиционных догматов религии. Последовательно религиозная аргументация ставится на службу национал-реформистским устремлениям. Наиболее яркий представитель этой тенденции в «арабском социализме» — сирийский автор Мустафа эль-Сибаи, книга которого «Социализм ислама» была опубликована в Каире в 1960 г. С ним во многом солидарен Исмаил Мазхар, чья книга о «взаимной ответственности» вышла в 1961 г.

Одна из основных мыслей эль-Сибаи (родственная взглядам эль-Афгани) заключается в том, что «западный социализм» несовершенен и непригоден для арабского мира, что арабские мыслители слишком увлекались заимствованием западных принципов, не всегда задумываясь над тем, насколько они приемлемы. Более того, «западный социализм» не дал ничего нового, ибо социалистические принципы были сформулированы в исламе. Эль-Сибаи называет «исламским социализмом исламские законы и правила, регулирующие собственность и обеспечивающие общественную солидарность» [74, 67], Это погружение социализма в прошлое, выведение его целиком из ислама принципиально отличается от модернистской линии арабского социализма, ориентирующейся на современные проблемы. Связь с настоящим эль-Сибаи обеспечивает лишь декларацией о том, что «принципы исламского социализма гибки и применимы во все времена в соответствии с эволюцией общества и прогрессом цивилизации».

Сущность социализма эль-Сибаи сводит к абстрактным пожеланиям покончить с эксплуатацией, обеспечить контроль государства над экономической деятельностью граждан и общественное равенство,

Оглавление