Глава I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ

Если Дюбуа, постепенно изживая идеи расовой исключительности, сближался с марксизмом и этот процесс особенно ускорился после второй мировой войны, то Пэдмор в плане философском от марксизма возвращался к довоенным идеям Дюбуа. Это не могло не сказаться отрицательно на первоначальном отношении к научному социализму молодого поколения панафриканистов, примкнувших к движению в 40-е годы. Именно Пэдмором была выдвинута несостоятельная идея об исключительно европейском значении марксизма и непригодности его для стран «третьего мира», об антиколониальном движении как борьбе на два фронта — и против империализма и против коммунизма и т. п. Эти порочные идеи, пагубно сказавшиеся на формировании программы панафриканизма, до сих пор еще довлеют над рядом представителей африканской политической мысли. Однако в конце 30-х и в 40-х годах вредные заблуждения Пэдмора; в значительной мере связанные с его субъективным отношением к коммунистическому движению, не мешали ему быть, последовательным и убежденным антиимпериалистом, оказаться в авангарде новых тенденций панафриканизма.

В 1937 г. при активном участии Пэдмора на основе Международной африканской организации друзей Абиссинии было создано Международное бюро помощи Африке (International African Service Bureau). Бюро объединяло молодых представителей африканской интеллигенции, поддерживающей идеалы панафриканского движения (среди его участников был Джбмо Кениата).

В 1943 г. группа издателей газет из Западной Африки по инициативе Н. Азикиве опубликовала меморандум «Атлантическая хартия и Британская Западная Африка». Меморандум намечал широкую программу культурных и демократических реформ. Но главное его значение состоит в провозглашении принципа самоуправления, для обоснования которого авторы прибегли к третьему пункту подписанной Рузвельтом и Черчиллем в 1941 г. Атлантической хартии, провозгласившему право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме правления. Меморандум впервые выражал идею самоуправления в виде конкретных политических требований. Речь шла о немеделенной замене недемократической системы управления в королевских колониях представительными учреждениями. По истечении 15-летнего переходного периода Британской Западной Африке, по мысли авторов меморандума, должно было быть предоставлено самоуправление в рамках Британского содружества наций.

В 1944 г. Международное бюро помощи Африке было преобразовано в Панафриканскую федерацию, которая стала британской секцией панафриканского движения. Программа федерации провозглашала верность основным принципам всех панафриканских конгрессов. В ней выдвигались цели повышения благосостояния и укрепления единства африканских народов и людей африканского происхождения во всем мире, обеспечения гражданского равноправия для африканцев и полного уничтожения всех форм расовой дискриминации, укрепления сотрудничества африканских народов с другими народами, разделяющими их убеждения.

Принципиально важным и новым пунктом программы была формулировка идеи независимости и самоопределения, отвергающая теорию опеки над колониальными народами: «...потребовать самоопределения и независимости африканских народов и других подчиненных рас от господства держав, претендующих на осуществление суверенитета и опеки над ними».

Объединение движения Дюбуа с Панафриканской федерацией привело к созыву V панафриканского конгресса начавшего новый этап в развитии африканского национально-освободительного движения и его политической мысли.

Пятый панафриканский конгресс собрался в октябре 1945 г. в Манчестере в атмосфере победы над фашизмом подъема антиимпериалистического демократического движения и крупных успехов социализма, создавших благоприятные условия для борьбы африканских народов за независимость.

Конгресс отличало то, что он опирался на довольно разветвленную сеть массовых организаций на местах — профсоюзных, кооперативных и других. В известной мере этому способствовало совпадение во времени конгресса и конференции Всемирной федерации профсоюзов на которой присутствовало много делегатов из недавно созданных африканских профсоюзов. Если прежние конгрессы собирали сравнительно немногочисленных представителей африканской интеллигенции, обычно не имевших тесных связей со своими странами, то V конгресс продемонстрировал известную массовость движения, наличие на местах базы в виде националистических организаций, пользующихся поддержкой населения Менялся и классовый состав движения,

Оглавление