Глава I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ

Дюбуа, к сотрудничеству с представителями белого расизма, в том числе с ку-клукс-клановцами, выступающими за расовую сегрегацию, за превращение Америки в «землю для белых людей», а Африки — в «землю для черных людей».

Расизм Гарвея не только раскалывал демократическое движение и создавал почву для псевдотеоретических построений откровенно империалистического и фашистского толка, но и привел к умалению в самом движении социальных мотивов, затруднил широким негритянским массам осознание классово-политического характера негритянской проблемы. В этом смысле гарвеизм неоригинален: Теории расовой и национальной исключительности, как правило, приводят к гипертрофированию этнографического принципа и к забвению решающего влияния социально-классовых факторов на расовые и национальные отношения.

Не случайно поэтому в гарвеизме расовый аспект приводит к вытеснению антиимпериалистического аспекта, к непониманию того факта, что колониальное иго в Африке и расовая дискриминация в США явились своеобразной формой империалистической, капиталистической эксплуатации. Пренебрежение классовой, экономической подоплекой расовой проблемы оказало двоякое влияние на политическую программу Гарвея.

Во-первых, увлекшись расовым единством, Гарвей преувеличил общность задач негритянского движения в США и освободительного движения африканских народов. При безусловной взаимосвязанности, они принципиально различались как по условиям, так и по своим задачам. Американские негры представляли собой расовое меньшинство, эксплуатируемое в условиях высокоразвитого капиталистического общества, целью их было покончить с расовой дискриминацией. Народы Черной Африки, находившиеся на докапиталистической стадии развития, подвергались колониальной эксплуатации, их главной задачей была борьба за национальную независимость. Гарвей не учитывал этой специфики.

В его глазах расовое единство было важнее, чем совершенно различные исторические, социальные и культурные условия жизни американских и африканских негров. Отсюда его попытка разом решить проблемы негритянского населения и в Америке и в Африке путем переселения американских негров на свою прародину. Политика эта была явно нереальна, но этим не исчерпывалась ее принципиальная ошибочность. В ней проявилась недооценка местной африканской "основы антиимпериалистического национально-освободительного движения. Она была рассчитана не на африканцев, а на американцев, и в этом одно из ее принципиальных отличий от панафриканизма Дюбуа. Представляя освобождение Африки как результат своего рода мессианства, помощи со стороны братьев по расе, находящихся на более высоком уровне общественного развития, Гарвей не заботился о подготовке почвы для подъема национально-освободительного движения силами самих африканцев, но зато питал какие-то иллюзии сотрудничества с колониальными державами и реакционными, откровенно расистскими политическими течениями в США в своего рода расово-территориальном размежевании.

Во-вторых, расистский подход помешал Гарвею вскрыть классовые корни расовой дискриминации негров, понять ее связь с капиталистической системой и найти союзников в демократическом и рабочем движении. Гарвей не соединил негритянских требований расового равноправия с широкой программой социальных преобразований, которая могла бы послужить основой для объединения демократических сил. Он всецело оставался на почве капитализма. «Капитализм,— писал Гарвей,— необходим для прогресса, и те, кто беспричинно и бессмысленно восстает против него или борется с ним, являются врагами человеческого прогресса».

При этом Гарвей полагал, что должен быть установлен предел индивидуальной и корпоративной собственности (соответственно 1 млн. и 5 млн. долл.). «Свыше этого контроль, использование и. вложение капитала должны быть прерогативой государства и народа».

На африканское национально-освободительное движение гарвеизм оказал воздействие не столько своей идейной стороной, сколько способностью мобилизовать массы.

В силу расистского подхода к проблеме освобождения негров и пренебрежения социально-экономическими аспектами расовой эксплуатации Гарвей остался в стороне от ряда прогрессивных тенденций, которые пробивали себе дорогу в панафриканском движении, в частности, в развитии представлений У. Дюбуа в 30-х годах.

Оглавление