Глава I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ

Эти реформы, по мысли М. Абдо, будут исходить от представителей состоятельных кругов арабского общества, которые должны объединиться и тратить часть своих средств на строительство школ и распространение образования. Им нужно понять, что это отвечает и их собственным интересам. От правительства, чуждого народу, М. Абдо многого не ждет. Он говорит, что правительство должно ввести законы об образовании и обеспечить условия для учителей и учеников. Но главное, что от него требуется,— это предоставить народу свободу делать То, что является для него наилучшим. «Справедливым и свободным является такое правительство, — пишет М. Абдо,— которое позволяет народу использовать все законные средства для своего блага» [74, 216]. Главный вклад М. Абдо в современную арабскую общественную мысль заключается в провозглашении необходимости реформ, в стремлении пробудить в народе и в первую очередь среди образованных и привилегированных классов жажду общественной деятельности.

М. Абдо принадлежит ряд верных наблюдений над традиционной для арабских стран, в частности для Египта, политической структурой. В 1876 г. он писал: «Народ Египта привык считать, что его частной и общественной жизнью распоряжается верховный правитель или те люди, которым он доверяет власть... Он верит, что его счастье или несчастье зависят от честности и справедливости или, наоборот, нечестности и несправедливости правителя. Народ не размышляет над тем, имеет ли их правитель право придерживаться своих взглядов на страну или хочет ли он сделать что-нибудь хорошее . для своего отечества. В своих отношениях с правительством народ не видит ничего, кроме того, что правительство правит им, а он исполняет его волю».

В основе такого представления о государстве лежат традиционные исламские концепции о суверенитете бога в противовес суверенитету нации. Ислам отвергает договорные теории происхождения государства и противопоставляет им идею государства как системы, созданной независимо от воли индивидов, основанной на примате коллективных интересов над личными и открывающей перед личностью возможности праведной жизни в случае подчинения законам. Такая концепция, исключающая противопоставление государства как аппарата управления обществу, народу, а следовательно, и все проблемы взаимоотношений общества, личности и государства, была важнейшим элементом официальной идеологии Оттоманской империи. Там государство понималось как единство султана, его слуг и народа. Эта религиозно-патриархальная традиция служила серьезным препятствием для распространения буржуазных представлений о демократии. М. Абдо начал борьбу с этой традицией, продолженную его учениками и последователями.

Абд эль-Рахман эль-Кавакиби (1849—1903), один из участников кружка М. Абдо, уделил большое внимание проблеме социального неравенства, которое, по его мнению, порождается политической тиранией. Богатые люди, говорит он, поддерживают тиранов и служат орудием в их руках. К социальному неблагополучию привело грехопадение человека, забывшего о боге, поддавшегося соблазнам денег и красоты и ставшего вследствие этого тираничным и несправедливым. Средство восстановления справедливости эль-Кавакиби видел в возврате к общественной организации, установленной исламом, для которой характерны забота о всех членах общества, пожертвования бедным и демократическое правительство. Общественную структуру этого рода, просуществовавшую в арабских странах не более двух веков с момента основания ислама, он называет «общей социалистической жизнью».

Там, где нет социальной организации, основанной на принципах справедливости, шаги к устранению социального неравенства и бедности должны предпринимать имущие люди, руководствуясь предписаниями ислама. В этом плане программа эль-Кавакиби близка к идеям М. Абдо об общественных реформах.

Одним из первых мыслителей арабского мира, обратившимся к идеалу социализма, хотя и толкуемого в самом широком, смутном и далеком от научного понимания смысле, был сириец Шибл Шумаил (1860—1917). Будучи христианином, он придает «арабскому социализму» более светский, свободный от влияния ислама характер. Подобно М. Абдо, Ш. Шумаил видел главную задачу в просвещении, в распространении современных знаний, современных форм хозяйственной и общественной жизни, управления. Анализируя причины загнивания Оттоманской империи, Ш. Шумаил писал, что ей «недоставало трех основополагающих вещей: науки, справедливости и свободы». Причины недостаточного распространения идей социализма в арабском мире он видел в преобладании, старой системы образования, в недостатке внимания к естественным наукам.

Оглавление