Глава I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ

Цель социализма, по Ш. Шумаилу, заключается в том, чтобы обеспечивать работой и распределять прибыль в соответствии с затраченным трудом. Основное внимание он уделяет тому, что теперь называется социальной деятельностью государства. Удачную характеристику «социализма» Ш. Шумаила дает исследователь арабской мысли нового времени А. Хурани: «Ясно, что его занимала иная проблема, чем та, которая занимала европейских социалистов, т. е. не проблема частной или общественной собственности на средства производства... Он был гораздо больше занят... вопросом о пределах государственной деятельности и, называя себя социалистом, в действительности имел в виду, что правительство должно позитивно вмешиваться в жизнь общества с тем, чтобы привносить сотрудничество во имя всеобщего благоденствия. Например, оно должно подыскивать работу для тех, кто может трудиться, обеспечивать равенство заработной платы, заботиться об общественном здравоохранении».

Видное место среди родоначальников «арабского социализма» принадлежит Салама Мусе (1887—1958). Этот мыслитель и общественный деятель, прошедший долгий путь, является как бы связующим звеном между арабской общественно-политической мыслью начала и середины нашего века.

Как и другие представители передовой арабской мысли, С. Муса приобщился к европейской культуре и испытал влияние различных направлений европейской философии и политики. Он был близок к фабианцам и в то же время увлекался в начале своего пути' идеями Ницше и Шопенгауэра. Его первая книга, вышедшая в 1910 г., называлась «Прелюдия к сверхчеловеку». «Как долго будем мы страдать при этой грязной капиталистической системе? — восклицал С. Муса. — Как может сверхчеловек выйти из народа, восемьдесят процентов которого являются рабами?».

В 1913 г. С. Муса опубликовал одно из самых значительных своих сочинений — книгу «Социализм». Книга прошла почти незамеченной, так как широкое общественное мнение было не подготовлено для восприятия его современных и прогрессивных идей. Но она привлекла к себе всеобщее внимание, когда спустя полстолетия, в 1962 г., была переиздана правительством АРЕ.

С. Муса был одним из основателей социалистической партии в Египте, которая вскоре была запрещена. Он пытался пропагандировать свои идеи через периодические издания, но встречал сопротивление властей и реакционных мусульманских течений, в частности созданной в 1929 г. «Ассоциации братьев-мусульман».

С. Муса был ярким представителем просветительского, модернистского крыла «арабского социализма», убежденным борцом против феодальной реакции, стремящейся найти опору в древних традициях, в предрассудках масс. Ему было чуждо любование отечественной историей и стремление искать в прошлом ответы на насущные проблемы. Он признавал, что причиной колониального порабощения Египта была его слабость. В опубликованной в 1945 г. книге «Свобода мысли в Египте» он называл среди причин отставания египетского общества давление Оттоманской империи, живучесть традиционного общества, слабость интеллектуальной жизни, цензуру, 'не допускающую обращения к народу со здравыми идеями. Он призывал покончить с религиозными суевериями, препятствующими политическому и экономическому прогрессу, и в начале века видел главную свою задачу в том, чтобы, распространяя теорию эволюции, вытеснять слепую веру научными представлениями. В конце жизни С. Муса признал, что на него очень большое влияние оказал К. Маркс. Еще в ранние годы под впечатлением от работ К. Маркса он написал статью об экономической интерпретации истории.

С. Муса оказался одним из немногих арабских теоретиков, которые, не будучи связаны непосредственно с революционным движением 50-х годов, поняли смысл переворота 1952 г. Он писал, что «наиболее важной причиной революции 1952 г. была неспособность революции 1919 г. добиться полной независимости от Британии и установления социальной справедливости в массах». В представлении С. Мусы социализм и национальная независимость взаимосвязанны, он писал, что все египетские социалисты должны требовать независимости не только для Египта, но и для Индии, Алжира, Ирака и других стран. С. Муса, призывал к объединению усилий образованных классов и трудящихся и подчеркивал, что египетские условия, требуют единства.

В отличие от Ш. Шумаила С. Муса связывает социализм с вопросом о собственности на средства производства. Он считает, что частная собственность на землю, заводы, шахты и т. п.

Оглавление