когда панафриканисты еще не могли возглавить борьбу, опираясь на местные силы.
Параллельно с панафриканизмом Уильяма Дюбуа развивалось другое освободительное негритянское движение, не оставившее столь заметного следа в новейшей политический мысли стран Тропической Африки, но оказавшее большое пропагандистское влияние на негритянские массы и формировавшуюся в западных странах африканскую интеллигенцию,— гарвеизм, называемый также «черным сионизмом». Имя этому движению дал его основатель — Марк Аврелий Гарвей, с деятельностью которого связана вся история движения от рождения до заката и его идейная сторона.
Гарвей родился в 1887 г. на Ямайке. Заметное влияние на формирование его взглядов оказал Дьюз Моха-мед Али, египетский националист, последователь За-глул-паши, лидера партии Вафд. Дьюз Мохамед Али пробудил в Гарвее интерес к антиимпериалистическому националистическому движению. Гарвей организовал в США массовое движение негритянского населения против расовой дискриминации под лозунгом «Назад в Африку», опиравшееся на основанные им же «Всеобщую ассоциацию прогресса негров» и «Имперскую лигу африканских общин». Гарвей созывал собрания, устраивал манифестации, издавал газету. Он учредил ортодоксальную африканскую церковь, в 1920 г. провозгласил в Нью-Йорке негритянскую империю (многие негры считали себя подданными этой империи, не имеющей территории), посылал своих представителей в Лигу наций, учреждал рыцарские ордена и т. п. В какой-то мере именно склонность Гарвея к пышности и ритуалу помогла ему на время захватить воображение негритянских масс.
О размахе движения Гарвея свидетельствует численность «Всеобщей ассоциации прогресса негров», которая в 1923 г. заявляла, что объединяет 6 млн. человек, хотя противники утверждали, что число ее членов никогда не превышало 3 млн..
Эта организация провозгласила своими целями установление всеобщего братства среди негритянской расы; поощрение духа гордости и любви; помощь в приобщении к цивилизации отсталых африканских племен, в развитии независимых негритянских государств и коммун; создание центрального государства негритянской расы; установление в главных странах и городах мира комиссариатов и агентств для представительства всех негров; поощрение сознательного духовного богопочитания среди местных племен Африки; создание университетов, колледжей, академий и школ для формирования расового образования, культуры; повсеместную работу, направленную на улучшение положения негров.
Освобождение Африки представлялось Гарвею в основном как результат колонизации Африки американскими неграми с образованием там свободных территорий и последующим их расширением. Историческим прототипом такого рода планов служил опыт Либерии. Однако расчет Гарвея на предоставление колониальными властями территории для учреждения свободных поселений, своего рода центров деколонизации, натолкнулся на враждебное отношение европейских держав. Тогда Гарвей сделал ставку на колонизацию Либерии и сумел достигнуть с ней соглашения, но в последний момент под нажимом властей соседних колоний президент Кинг расторг его. Это неожиданное решение на-несло большой урон движению. Осуждение Гарвея к пяти годам тюремного заключения в 1925 г. привело движение, носившее в значительной мере отпечаток личности своего лидера, в полный упадок.
Демократическое содержание многих требований гарвеизма не вызывает сомнений, именно оно и обеспечило движению массовую поддержку. Однако идейная подоплека гарвеистского осуждения расовой дискриминации и его программы борьбы за свободу и социальное благополучие негритянского населения носят крайне противоречивый, а подчас и явно реакционный характер.
Для гарвеизма характерен расистский подход к негритянской проблеме. Он сказался в прямом провозглашении принципа «чистоты черной расы», в стремлении поставить демократическое по своим целям негритянское движение на расовую основу. Это привело Гарвея к изоляции от многих американских негритянских лидеров мулатского происхождения, к вражде с панафриканским движением, стоящим на платформе равенства рас, и его ветераном У.