Глава I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ

когда панафриканисты еще не могли возглавить борьбу, опираясь на местные силы.

Параллельно с панафриканизмом Уильяма Дюбуа развивалось другое освободительное негритянское дви­жение, не оставившее столь заметного следа в новей­шей политический мысли стран Тропической Африки, но оказавшее большое пропагандистское влияние на негри­тянские массы и формировавшуюся в западных странах африканскую интеллигенцию,— гарвеизм, называемый также «черным сионизмом». Имя этому движению дал его основатель — Марк Аврелий Гарвей, с деятельностью которого связана вся история движения от рождения до заката и его идейная сторона.

Гарвей родился в 1887 г. на Ямайке. Заметное влия­ние на формирование его взглядов оказал Дьюз Моха-мед Али, египетский националист, последователь За-глул-паши, лидера партии Вафд. Дьюз Мохамед Али пробудил в Гарвее интерес к антиимпериалистическому националистическому движению. Гарвей организовал в США массовое движение негритянского населения про­тив расовой дискриминации под лозунгом «Назад в Африку», опиравшееся на основанные им же «Всеоб­щую ассоциацию прогресса негров» и «Имперскую лигу африканских общин». Гарвей созывал собрания, устраи­вал манифестации, издавал газету. Он учредил орто­доксальную африканскую церковь, в 1920 г. провозгла­сил в Нью-Йорке негритянскую империю (многие негры считали себя подданными этой империи, не имеющей территории), посылал своих представителей в Лигу на­ций, учреждал рыцарские ордена и т. п. В какой-то мере именно склонность Гарвея к пышности и ритуалу по­могла ему на время захватить воображение негритян­ских масс.

О размахе движения Гарвея свидетельствует числен­ность «Всеобщей ассоциации прогресса негров», которая в 1923 г. заявляла, что объединяет 6 млн. человек, хотя противники утверждали, что число ее членов никогда не превышало 3 млн..

Эта организация провозгласила своими целями уста­новление всеобщего братства среди негритянской расы; поощрение духа гордости и любви; помощь в приобще­нии к цивилизации отсталых африканских племен, в раз­витии независимых негритянских государств и коммун; создание центрального государства негритянской расы; установление в главных странах и городах мира комис­сариатов и агентств для представительства всех негров; поощрение сознательного духовного богопочитания среди местных племен Африки; создание университетов, кол­леджей, академий и школ для формирования расового образования, культуры; повсеместную работу, направ­ленную на улучшение положения негров.

Освобождение Африки представлялось Гарвею в ос­новном как результат колонизации Африки американ­скими неграми с образованием там свободных террито­рий и последующим их расширением. Историческим прототипом такого рода планов служил опыт Либерии. Однако расчет Гарвея на предоставление колониаль­ными властями территории для учреждения свободных поселений, своего рода центров деколонизации, натолк­нулся на враждебное отношение европейских держав. Тогда Гарвей сделал ставку на колонизацию Либерии и сумел достигнуть с ней соглашения, но в последний момент под нажимом властей соседних колоний прези­дент Кинг расторг его. Это неожиданное решение на-несло большой урон движению. Осуждение Гарвея к пяти годам тюремного заключения в 1925 г. привело движение, носившее в значительной мере отпечаток лич­ности своего лидера, в полный упадок.

Демократическое содержание многих требований гарвеизма не вызывает сомнений, именно оно и обеспе­чило движению массовую поддержку. Однако идейная подоплека гарвеистского осуждения расовой дискрими­нации и его программы борьбы за свободу и социаль­ное благополучие негритянского населения носят крайне противоречивый, а подчас и явно реакционный характер.

Для гарвеизма характерен расистский подход к не­гритянской проблеме. Он сказался в прямом провозгла­шении принципа «чистоты черной расы», в стремлении поставить демократическое по своим целям негритянское движение на расовую основу. Это привело Гарвея к изоляции от многих американских негритянских лидеров мулатского происхождения, к вражде с панафриканским движением, стоящим на платформе равенства рас, и его ветераном У.

Оглавление