Глава I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ

лишена всякого логического оправдания, что социалистическая система предполагает упразднение частной собственности на все виды богатства, требующие применения наемного труда.

Социальная деятельность государства, занимающая в представлениях С. Мусы не меньшее место, чем у Ш. Шумаила, базируется у него на расширении государственной собственности и контроля. Правительство, по его мнению, должно управлять землями, заводами, шахтами так же, как оно управляет железными дорогами.

Несмотря на отрицание частной собственности, понимание социализма у С. Мусы носит довольно абстрактный и надклассовый характер. Он не связывает социализм с ликвидацией эксплуатации класса классом. Цель социализма, по С. Мусе, не в этом, а в том, чтобы «создать экономическую свободу с целью уравнять возможности людей к обогащению». Социализм уничтожает наследование, противоречащее экономической свободе, ибо последняя предполагает, что люди рождаются равными и отличаются друг от друга лишь своими природными данными [74, 282]. С. Муса исходит, таким образом, из традиционных раннебуржуазных представлений о равенстве, но не ограничивает их сферой юридических прав, а переносит в экономическую область.

Представления о социализме, лишенные классовой определенности, неизменно носят расплывчатый характер. У С. Мусы помимо слишком абстрактного определения целей социализма это сказалось и в готовности отнести к социализму большинство современных ему направлений европейской мысли и политики, на самом деле ничего общего с социализмом не имеющих. Он полагал, что все сторонники реформ в Европе были очень близки к социализму, что вопреки своим заявлениям и консерваторы и либералы и другие партии планируют реформы в социалистическом духе.

Что касается путей установления «социализма» в Египте, С. Муса указывал их три: воспитание масс путем установления представительного демократического режима, распространение среди них социалистических принципов и постепенное проникновение некоторых из них в правительственный аппарат. Муса подчеркивал, что преобразования должны быть постепенными, а не носить характер быстрого скачка, что социалисты стремятся добиться осуществления своих целей законными, парламентскими средствами, а не путем насильственного захвата власти.

В общем, несмотря на ряд верных идей, в первую очередь о частной собственности, «социализм» С. Мусы не выходит за рамки реформизма. Нужно учитывать, конечно, что для его времени это был большой шаг вперед. Испытав благотворное воздействие некоторых положений марксистской теории, Садами Муса намного опередил ряд своих гораздо более поздних последователей.

В известной мере опережала политическое развитие и вызвавшая большой резонанс книга представителя модернистского крыла «арабского социализма» Халида Мохамеда Халида «Отсюда мы начинаем свой путь» [84]. Эта книга, вышедшая в 1950 г., когда, по словам Халида, всех переполняли идеи социальной справедливости, провозгласила единственным путем развития для Египта социализм.

Халид говорит о разительном социальном неравенстве в египетском обществе, об алчности, реакции, обрекающей миллионы людей на голод, о том, что страна разделена на два класса: имущих и неимущих, ненавидящих друг друга. Правительство не выполняет своих задач, которые, по Халиду, заключаются единственно в том, чтобы содействовать всеобщему благу. Если предшественники современной арабской политической мысли, в частности М. Абдо, лишь расшатывали традиционные исламские представления о государстве, поддерживавшиеся Оттоманской империей, и вводили навеянные договорными теориями идеи об обязанностях правительства перед народом, то Халид прямо говорит об его ответственности и считает естественным свержение антинародного режима: «Когда правительство пренебрегает своим долгом перед подданными и гражданами, оно тем самым готовит себе мрачный и мучительный конец».

Халид констатирует в Египте ситуацию, чреватую разрушительным, революционным взрывом. Он видит насущную задачу в том, чтобы предотвратить этот взрыв, устранить ненависть между классами посредством правительственных реформ в интересах всего общества. Намеченные Халидом преобразования в немалой мере явились предсказанием шагов, предпринятых позднее многими африканскими государствами, в том числе АРЕ.

Оглавление