Введение

Разумеется, такой переход может превратиться в яв­ление большого политико-социального значения лишь на основе укрепления позиций африканского рабочего клас­са, единственного последовательного носителя идеологии научного социализма. Пока же классово сознательный рабочий класс не превратился в доминирующую полити­ческую силу, сохраняется возможность усиления в на циональной демократии буржуазных тенденций. «Национальная демократия сама по себе не содержит гарантии такого развития событий, при которых она вполне сознательно, систематически и методично сформирует пролетарскую опору, привлечет ее к власти и подготовит изменение ее классовой природы... — подчеркивает Р. А. Ульяновский. — Можно видеть и усиление буржуазных тенденций в среде стоящих у власти представителей мелкобуржуазной интеллигенции. Возобладание таких тенденций также остается одной из возможностей развития».

Коммунисты видят свою цель в том, чтобы не допустить такого хода событий и обеспечить последовательное развертывание всех демократических и социалистических потенций, заложенных в современном этапе развития по некапиталистическому пути. Коммунисты многих стран, в том числе и встающих на некапиталистический путь, видят большие возможности сотрудничества с прогрессивными режимами и оказания влияния на них, причем эти возможности открываются как раз в ходе осуществления глубоких социальных преобразований, с которыми и связываются представления о некапиталистическом пути развития. Приверженцы научного социализма в африканских странах считают, что задача состоит в том, чтобы до конца использовать все возможности, открываемые объективно сложившимся союзом демократических и прогрессивных сил, и в то же время добиваться укрепления в рамках этого союза авторитета трудящихся классов и расширения влияния научной социалистической идеологии, в том числе и среди национальных демократов.

«Экономические и социальные достижения и преобразования в ряде арабских стран, события, которые произошли и происходят во всем мире, — пишут арабские коммунисты Ж. Батал, Р. Анжад и М. Хармель, — дают рабочему классу, его марксистско-ленинским партиям и другим его организациям большие возможности играть все возрастающую роль в осуществлении всех задач, стоящих в настоящее время перед арабским миром в области углубления социальных и прогрессивных мероприятий, в том, чтобы подтолкнуть свои страны на новые шаги вперед к социализму. А это углубит и упрочит роль других прогрессивных слоев» Таковы некоторые соображения по поводу современ­ных марксистских представлений о перспективах движе­ния африканских стран к социализму, имеющие прин­ципиальное значение для оценки основных течений и концепций новейшей политической мысли Африки.

Среди идейных течений, возникших в ходе нацио­нально-освободительного движения африканских наро­дов, почетное место принадлежит мировоззрению, пред­ставленному коммунистическими партиями и маркси­стско-ленинскими группами ряда африканских стран. В сложных условиях континента возникли и, несмотря на огромные трудности, временные поражения и неудачи, успешно продолжают бороться за национальное и соци­альное освобождение марксистско-ленинские партии Марокко, Алжира, Туниса, Южно-Африканской Респуб­лики, Лесото, Реюньона. В АРЕ сторонники марксизма-ленинизма нашли обоюдоприемлемые формы отношений с национальными демократами, стоящими у власти. Пер­вая партия, принявшая марксистско-ленинскую програм­му, возникла и в Тропической Африке. Это Социалисти­ческая рабоче-крестьянская партия Нигерии. Коммуни­стическое движение в Африке не сводится только к деятельности названных выше партий, оно расширяется и активизируется. Не везде организованность коммуни­стов достигла столь высокого уровня. В некоторых стра­нах, в Малагасийской Республике, Сомали и ряде других, действуют марксистские группы. Последние годы отмечены ростом численности африканских коммунистов: в 1968 г. их насчитывалось более 60 тыс. в сравнении с 40 тыс. в 1961 г., 20 тыс. в 1957 г. и 5 тыс. в 1939 г..

Исследование становления, развития и современного состояния марксистского мировоззрения на Африканском континенте не является задачей данной работы. Этот предмет требует самостоятельного рассмотрения как в силу своей важности, так и вследствие присущих ему особенностей. Марксистско-ленинская общественно-поли­тическая мысль в Африке — это не только одно из направлений новейшей идеологии национально-освободи­тельной и классовой борьбы африканских народов, это в то же время и важная составная часть идеологии меж­дународного коммунистического движения.

Оглавление