Введение

Марксистско-ленинская мысль Африки развивается как бы в двух плоскостях: национально-освободительного и коммуни стического движения. Это создает возможности для синтезирования всех позитивных черт, присущих круп­нейшим революционным течениям современности, и в то же время возлагает на африканских коммунистов чрез­вычайно ответственную миссию как перед национально-освободительным, так и перед коммунистическим дви­жением. С одной стороны, африканские марксисты стремятся приобщить трудящиеся массы обширного кон­тинента к передовой идеологии. научного социализма, с другой — стремятся обогатить теорию и практику ком­мунистического движения в национально-колониальном вопросе, исходя из национальных и исторических особен­ностей африканских стран, сделать их опыт достоянием марксистско-ленинской теории и практики.

История становления и развития марксистско-ленин­ских идей в Африке также отличается существенными особенностями, своеобразными связями и влияниями, не характерными, во всяком случае в такой мере, для дру­гих идейно-политических течений на Африканском кон­тиненте.

Прежде всего, нужно отметить тесные контакты аф­риканских марксистов с коммунистическими партиями бывших метрополий. Передовые представители рабочего класса империалистических держав всегда противопоста­вляли оппортунистической политике подкупа верхушки рабочего класса за счет грабежа колониальных террито­рий последовательную и бескомпромиссную борьбу за освобождение народов Африки и Азии. Коммунистиче­ские партии Англии, Франции, Италии, Испании, Пор­тугалии и других стран считали своим долгом оказывать всемерную помощь формированию в бывших колониях сознательного, вооруженного научной теорией авангарда борьбы за национальное освобождение и социальную справедливость. Их идейное, теоретическое влияние на складывавшиеся в африканских колониях марксистско-ленинские партии и группы велико. Нельзя не упомянуть в этой связи и о значительном вкладе в формирование марксистских идей в Африке негритянских кадров и организаций Коммунистической партии США.

Далее, первой марксистско-ленинской партией на Африканском континенте была Коммунистическая партия Южно-Африканской Республики, учредительный съезд которой состоялся в Кейптауне 29 июля — 1 августа 1921 г. На долю этой партии выпала чрезвычайно ответственная роль пионера и авангарда коммунистического движения в Африке. С первых лет своего существования она стала притягательной силой для многих африканских революционеров, обратившихся к марксизму-ленинизму, и не замыкалась только в южно-африканских проблемах. Компартия Южно-Африканской Республики, ее печатные органы, в частности издающийся в течение ряда лет ежеквартальный журнал «Коммунист Африки», стали трибуной африканских коммунистов, с которой ставятся насущные проблемы революционного движения всех африканских стран, особенно стран Тропической Африки. Рассмотрение современных марксистско-ленинских концепций, выдвигаемых африканскими коммунистами, невозможно без анализа истории Южно-Африканской компартии, без анализа программных документов компартий Алжира, Туниса, Марокко, сложившихся в 30-х годах, других отрядов коммунистического движения в Африке. Рассмотрение всех этих материалов выходило бы, однако, за рамки настоящей работы не только тематически, в силу того что они представляют собой неотъемлемую часть истории международного коммунистического и рабочего движения и его идей, но и хронологически, так как развитие новейшей общественно-политической мысли Африки связано в основном с послевоенным периодом, в первую очередь с эпохой полного краха колониальных политических систем в Африке в 50—60-х годах.

В то же время есть две темы, без которых не может быть дано сколько-нибудь полное и объективное представление о новейшей общественно-политической мысли в Африке. Это влияние коммунистического движения на формирование идеологии национально-освободительного движения и оценки, которые даются африканскими марксистами национально-освободительному движению, его современному этапу, его идейной платформе. Обе эти проблемы заслуживают отдельного исследования. В данной работе они будут в известной мере освещаться, особенно в том, что касается оценок новейшего этапа

африканской истории, в частности истории идей, выдвигаемых африканскими коммунистами. Однако уже сейчас уместно было бы сделать несколько предварительных замечаний.

Оглавление