Марксистско-ленинская мысль Африки развивается как бы в двух плоскостях: национально-освободительного и коммуни стического движения. Это создает возможности для синтезирования всех позитивных черт, присущих крупнейшим революционным течениям современности, и в то же время возлагает на африканских коммунистов чрезвычайно ответственную миссию как перед национально-освободительным, так и перед коммунистическим движением. С одной стороны, африканские марксисты стремятся приобщить трудящиеся массы обширного континента к передовой идеологии. научного социализма, с другой — стремятся обогатить теорию и практику коммунистического движения в национально-колониальном вопросе, исходя из национальных и исторических особенностей африканских стран, сделать их опыт достоянием марксистско-ленинской теории и практики.
История становления и развития марксистско-ленинских идей в Африке также отличается существенными особенностями, своеобразными связями и влияниями, не характерными, во всяком случае в такой мере, для других идейно-политических течений на Африканском континенте.
Прежде всего, нужно отметить тесные контакты африканских марксистов с коммунистическими партиями бывших метрополий. Передовые представители рабочего класса империалистических держав всегда противопоставляли оппортунистической политике подкупа верхушки рабочего класса за счет грабежа колониальных территорий последовательную и бескомпромиссную борьбу за освобождение народов Африки и Азии. Коммунистические партии Англии, Франции, Италии, Испании, Португалии и других стран считали своим долгом оказывать всемерную помощь формированию в бывших колониях сознательного, вооруженного научной теорией авангарда борьбы за национальное освобождение и социальную справедливость. Их идейное, теоретическое влияние на складывавшиеся в африканских колониях марксистско-ленинские партии и группы велико. Нельзя не упомянуть в этой связи и о значительном вкладе в формирование марксистских идей в Африке негритянских кадров и организаций Коммунистической партии США.
Далее, первой марксистско-ленинской партией на Африканском континенте была Коммунистическая партия Южно-Африканской Республики, учредительный съезд которой состоялся в Кейптауне 29 июля — 1 августа 1921 г. На долю этой партии выпала чрезвычайно ответственная роль пионера и авангарда коммунистического движения в Африке. С первых лет своего существования она стала притягательной силой для многих африканских революционеров, обратившихся к марксизму-ленинизму, и не замыкалась только в южно-африканских проблемах. Компартия Южно-Африканской Республики, ее печатные органы, в частности издающийся в течение ряда лет ежеквартальный журнал «Коммунист Африки», стали трибуной африканских коммунистов, с которой ставятся насущные проблемы революционного движения всех африканских стран, особенно стран Тропической Африки. Рассмотрение современных марксистско-ленинских концепций, выдвигаемых африканскими коммунистами, невозможно без анализа истории Южно-Африканской компартии, без анализа программных документов компартий Алжира, Туниса, Марокко, сложившихся в 30-х годах, других отрядов коммунистического движения в Африке. Рассмотрение всех этих материалов выходило бы, однако, за рамки настоящей работы не только тематически, в силу того что они представляют собой неотъемлемую часть истории международного коммунистического и рабочего движения и его идей, но и хронологически, так как развитие новейшей общественно-политической мысли Африки связано в основном с послевоенным периодом, в первую очередь с эпохой полного краха колониальных политических систем в Африке в 50—60-х годах.
В то же время есть две темы, без которых не может быть дано сколько-нибудь полное и объективное представление о новейшей общественно-политической мысли в Африке. Это влияние коммунистического движения на формирование идеологии национально-освободительного движения и оценки, которые даются африканскими марксистами национально-освободительному движению, его современному этапу, его идейной платформе. Обе эти проблемы заслуживают отдельного исследования. В данной работе они будут в известной мере освещаться, особенно в том, что касается оценок новейшего этапа
африканской истории, в частности истории идей, выдвигаемых африканскими коммунистами. Однако уже сейчас уместно было бы сделать несколько предварительных замечаний.