Введение

Наши представления о путях воздействия идей социализма на умы лидеров и идеологов национально-освободительного движения были бы неполными без учета выдающейся роли африканских коммунистов. Национально-освободительное движение — лидеры его порой не отдавали себе в этом отчета — нередко черпало в практике и программных установках коммунистов идеи и методы осуществления последовательно революционных преобразований. Африканские коммунисты всегда были самыми стойкими, последовательными и бескомпромиссными борцами с колониализмом, за национальное и социальное раскрепощение трудящихся. Они во многом шли впереди национально-освободительного движения, и мы являемся свидетелями того, как многие его передовые деятели воспринимают ряд важнейших идей, выдвинутых ранее африканскими коммунистами.

Именно африканские коммунисты впервые на континенте провозгласили целью своих усилий построение социалистического общества. Эта цель, признана ныне передовыми идеологами национально-освободительного движения в Африке как единственная перспектива прогресса.

Именно африканские коммунисты с 20-х годов в своей повседневной работе и пропаганде неуклонно проводили мысль о непримиримой враждебности империализма и колониальной системы интересам африканских народов, неуклонно призывали к решительной борьбе с империализмом и отвергали примиренческие иллюзии об опеке колониалистов над отставшими в экономическом развитии народами, наивные надежды на «добрых» колонизаторов, на возможность взаимовыгодного компромисса. И в этом отношении африканские коммунисты оказались впереди многих идеологов национально-освободительного движения в Африке, которые лишь в середине 40-х годов пришли к пониманию необходимости решительно и бесповоротно покончить с колониальной системой, разрушить ее в целом, добиться политической независимости. В том первостепенном значении, которое лидеры молодых государств Африки придают сегодня борьбе за экономическую самостоятельность, борьбе против модифицированных методов империалистической эксплуатации, против неоколониализма, нельзя также не отметить благотворного влияния африканских марксистов-ленинцев. Им всегда было присуще понимание разницы между подлинной, всесторонней, и мнимой, формальной, конституционной независимостью при всем положительном значении последней. Эти идеи вошли ныне в обиход у многих африканских политических деятелей.

Перечень идей, впервые высказанных на Африканском континенте марксистами-ленинцами и затем воспринятых идеологами национально-освободительного движения, можно было бы продолжить, но он выявится сам по себе в ходе дальнейшего изложения и анализа современной африканской общественно-политической мысли.

Оценки истории, современного положения и тенденций национально-освободительного движения, его программных установок и идейных течений, даваемые африканскими коммунистами, представляют большой интерес и имеют первостепенное значение для марксистского исследования новейшей политической мысли в странах Африки. Они отмечены сочетанием марксистской методологии с глубоким знанием не только материала, но и всей атмосферы политической и идейной жизни в развивающихся странах. Это оценки, исходящие не от сторонних наблюдателей, а из самой гущи национально-освободительного движения, даваемые его активными участниками, его боевым сознательным авангардом. При этом самые задачи, которые ставят перед собой африканские коммунисты, очень важны для анализа идеологии национально-освободительного движения. Как известно, коммунисты были первой партией на Афри канском континенте, выдвинувшей в начале 20-х годов лозунг социализма в качестве программы-максимум своей политической деятельности, в качестве перспективы, развития для африканских стран.. Когда более четверти века спустя лозунг социализма взяли на вооружение" многие африканские националисты, то, стремясь отмежеваться от коммунистов, они потратили немало усилий, чтобы доказать, что именно они, и только они, являются носителями подлинно социалистической африканской идеологии, что марксизм-.ленинизм не имеет корней в африканской жизни, а представляет собой искусственный перенос на африканскую почву чуждых ей европейских схем.

Африканские коммунисты противопоставили этому не только идею всеобщности основных положений научного социализма, но и тезис о необходимости их преломления, их смелого творческого развития в специфических африканских условиях. Эволюция программных представлений африканских коммунистов, в особенности в последние годы, опровергает тезис о некритическом заимствовании ими якобы чуждых Африке концепций,

Оглавление