Приток капитала из богатых стран в бедные не увеличивается. Приток государственного капитала едва возрос с 1961 по 1965 г. — с 6,1 миллиарда до 6,5 миллиарда долларов».
Весьма интересно определение мотивов социалистического выбора, содержащееся в материалах VI съезда партии Суданский союз (Мали). Идрисса Диарра, один из руководителей этой партии, в основном докладе говорил: «Учитывая очевидную неспособность частного национального капитала обеспечить, экономическое развитие, малийское освободительное движение могло найти только один выход — превратить государство в инструмент реорганизации экономики... Таков был смысл нашего выбора в пользу создания и организации планируемой социалистической экономики. Конечно, на этот выбор повлияли и другие причины, но в меньшей степени. Мы учитывали также опыт эволюции других обществ в мире, особенно в том, что касается углубления социальных противоречий».
Можно отметить, таким образом, существенную общность при определении мотивов социалистического выбора у многих африканских лидеров. Здесь и гуманистические стремления избежать эксплуатации трудящихся, и учет опыта' других стран. Но в качестве решающей экономической причины с редким единодушием выдвигается неспособность слабого частного национального сектора обеспечить социальный прогресс в крайне невыгодных и неравноправных условиях, навязываемых империалистическими монополиями.
Отличительная черта распространения социалистических лозунгов в Африке состоит в том, что они возникли в обществах, где классовая дифференциация находилась в зачаточном состоянии (в Тропической Африке) и где все здоровые силы нации объединены общими целями противоборства колониальным режимам. Социалистические лозунги возникают здесь, таким образом, не столько на базе социально-классовых задач, сколько на базе задач антиколониального национально-освободительного движения.
Отсюда противоречивость социальной базы новейшей политической мысли африканских стран, выражающей интересы блока антиимпериалистических национальных сил. Классовая ориентация этой идеологии не всегда четко определена. С неясностью классовой позиции сочетается наличие мелкобуржуазных представлений в качестве общего идейного фона, а зачастую и в качестве определяющей тенденции идейного развития. Мелкобуржуазная стихия в разных своих проявлениях является доминирующей в развивающихся странах, служит одним из источников демократического движения и идейных поисков.
Противоречивость, неясность, свойственная социалистическим концепциям в Африке, во многом - результат вполне объективных условий, которые действительно по-новому в сравнении с Европой поставили вопрос не только о формах и методах движения, к социализму, но и о задачах, разрешить которые призван социализм.
Представители мелкобуржуазного социалистического движения в Азии в свое время отмечали, что особенности социалистической идеологии в Азии в сравнении с Европой коренились в том, что для европейских социалистов основная задача заключалась в установлении социальной справедливости, а для азиатских не только в установлении социальной справедливости (задача классового порядка), но и в достижении хозяйственного и культурного прогресса (задача национальная, общедемократическая).
Эта мысль чрезвычайно близка и многим африканским идеологам. Имея в виду европейские страны, Л. Сенгор пишет: «Социалистическая революция заключалась не столько в производстве людей, капитала и предметов потребления, сколько в передаче производства капитала и распределения богатств» (из рук одного класса в руки другого. — О. М.). В Африке же, по его мнению, «проблема... заключалась не столько в перераспределении капитала и материальных благ, сколько в производстве людей, капитала и товаров, здесь проблема не состояла в том, чтобы уничтожить классы посредством классовой борьбы в рамках нации. Проблема заключалась в том, чтобы преодолеть разрыв между развитыми и слаборазвитыми нациями».