Введение

Приток капитала из богатых стран в бедные не увеличивается. Приток государственного капитала едва возрос с 1961 по 1965 г. — с 6,1 миллиарда до 6,5 миллиарда долларов».

Весьма интересно определение мотивов социалистиче­ского выбора, содержащееся в материалах VI съезда партии Суданский союз (Мали). Идрисса Диарра, один из руководителей этой партии, в основном докладе говорил: «Учитывая очевидную неспособность частного на­ционального капитала обеспечить, экономическое разви­тие, малийское освободительное движение могло найти только один выход — превратить государство в инстру­мент реорганизации экономики... Таков был смысл на­шего выбора в пользу создания и организации плани­руемой социалистической экономики. Конечно, на этот выбор повлияли и другие причины, но в меньшей степе­ни. Мы учитывали также опыт эволюции других обществ в мире, особенно в том, что касается углубления соци­альных противоречий».

Можно отметить, таким образом, существенную общ­ность при определении мотивов социалистического выбо­ра у многих африканских лидеров. Здесь и гуманисти­ческие стремления избежать эксплуатации трудящихся, и учет опыта' других стран. Но в качестве решающей экономической причины с редким единодушием выдви­гается неспособность слабого частного национального сектора обеспечить социальный прогресс в крайне не­выгодных и неравноправных условиях, навязываемых империалистическими монополиями.

Отличительная черта распространения социалистиче­ских лозунгов в Африке состоит в том, что они возникли в обществах, где классовая дифференциация находи­лась в зачаточном состоянии (в Тропической Африке) и где все здоровые силы нации объединены общими це­лями противоборства колониальным режимам. Социа­листические лозунги возникают здесь, таким образом, не столько на базе социально-классовых задач, сколько на базе задач антиколониального национально-освободи­тельного движения.

Отсюда противоречивость социальной базы новейшей политической мысли африканских стран, выражающей интересы блока антиимпериалистических национальных сил. Классовая ориентация этой идеологии не всегда чет­ко определена. С неясностью классовой позиции соче­тается наличие мелкобуржуазных представлений в каче­стве общего идейного фона, а зачастую и в качестве определяющей тенденции идейного развития. Мелкобур­жуазная стихия в разных своих проявлениях является доминирующей в развивающихся странах, служит одним из источников демократического движения и идейных поисков.

Противоречивость, неясность, свойственная социали­стическим концепциям в Африке, во многом - результат вполне объективных условий, которые действительно по-новому в сравнении с Европой поставили вопрос не только о формах и методах движения, к социализму, но и о задачах, разрешить которые призван социализм.

Представители мелкобуржуазного социалистического движения в Азии в свое время отмечали, что особенно­сти социалистической идеологии в Азии в сравнении с Европой коренились в том, что для европейских социа­листов основная задача заключалась в установлении социальной справедливости, а для азиатских не только в установлении социальной справедливости (задача классового порядка), но и в достижении хозяйственного и культурного прогресса (задача национальная, обще­демократическая).

Эта мысль чрезвычайно близка и многим африкан­ским идеологам. Имея в виду европейские страны, Л. Сенгор пишет: «Социалистическая революция заклю­чалась не столько в производстве людей, капитала и предметов потребления, сколько в передаче производства капитала и распределения богатств» (из рук одного класса в руки другого. — О. М.). В Африке же, по его мнению, «проблема... заключалась не столько в перерас­пределении капитала и материальных благ, сколько в производстве людей, капитала и товаров, здесь проблема не состояла в том, чтобы уничтожить классы посред­ством классовой борьбы в рамках нации. Проблема за­ключалась в том, чтобы преодолеть разрыв между раз­витыми и слаборазвитыми нациями».

Оглавление