Введение

— характеризуют Черную Африку сегодняшнего дня: идеология культуры — мистика негритюда; соци­ально-экономическая идеология — мистика социализма; политическая идеология — мистика сильной демократии и африканского единства, будь то на уровне государства (национализм) или всей Африки (панафриканизм)» .

Африканский социализм имеет целью не превраще­ние капиталистического общества в социалистическое в результате преодоления внутренних противоречий, а, скорее, поиски пути индустриализации для африканских стран, — считает Мартин Килсон (Гарвардский универ­ситет).— То, что называется социализмом у Дж. Ньере и большинства африканской элиты, по существу, не простирается много выше роли государства в развитых ка­питалистических обществах, в таких, как США, напри­мер, после депрессии 1930 г.. Экономисты "из Бруклинского колледжа (США) профессор Э. Маркус и М. Р. Маркус замечают, что «во многих странах, номинально базирующихся на социализме или даже коммунизме, это понятие обычно означает попытку сплотить нацию в целях индустриализации» . В предисловии к коллективному американскому исследованию, об «африканском социализме» сказано, что «одна из его дополнительных функций — помочь созданию атмосферы тяжелого труда и самопожертвования со стороны всех слоев населения во имя объединения нации». Один из авторов этой книги пишет: «Если даже социа­листическая риторика не послужит прелюдией для достижения социалистической организации общества, она, воз­можно, внесет важный вклад в осуществление модерни­зации». Преобразования в Республике Мали американский исследователь объясняет тем, что, «подоб­но всем революционным группировкам в мире, Судан­ский союз стремился сделать постоянным источник своей власти путем изменения общественно-экономиче­ского строя к своей выгоде».

Вряд ли было бы верным игнорировать приведенные наблюдения и оценки буржуазных исследователей: в них отражаются некоторые аспекты действительности. В самом деле, социализм оказался в африканских условиях несравненным по эффективности средством политической агитации, и это само по себе не могло не придать ему на том уровне культуры, который характерен для большинства африканских народов, определенные эле­менты мифотворчества, как называет это Тома. Лозунги социализма широко используются для мобилизации масс в интересах модернизации, индустриализации, для укреп­ления политической власти и иногда исчерпываются этими задачами.

Но было бы ошибочно приписывать всем без исклю­чения направлениям африканской мысли только такое использование идеи социализма, не замечать за наслое­ниями мифотворчества реальной постановки вопроса о социалистическом преобразовании, отбрасывать возмож­ности социалистической перспективы для стран Африки. Марксистской мысли чужд такой подход к новейшей африканской политической идеологии. Полностью отда­вая себе отчет в возможностях и стремлении ряда поли­тических направлений в Африке использовать социали­стические идеи в целях, весьма далеких от социализма, марксисты считают, что перед Африкой открыт путь поисков и решений в подлинно социалистическом на­правлении. При всей смутности социалистических пред­ставлений в самом факте признания и распространения социалистического идеала заложено большое положи­тельное содержание и возможности дальнейшего прогресса. Английский марксист И. Кокс справедливо пишет, что идейные течения современной Африки пред­ставляют собой ту сферу, в которой возникнут научные социалистические представления, соответствующие афри­канским условиям. Концепция некапиталистическо­го развития представляет собой современное марксист­ское решение проблемы возможностей действительно социалистической ориентации для африканских стран.

Анализу новейшей политической мысли африканских стран уместно предпослать несколько общих замечаний о некапиталистическом пути развития, так как марксист­ская оценка явлений идеологии вряд ли возможна без учета перспектив социального прогресса, открывающихся перед африканскими странами. По существу, отношение к этим перспективам и является марксистским крите­рием оценки различных течений африканской политиче­ской мысли.

Тезис о некапиталистическом пути развития стран, освобождающихся от колониальной зависимости, выдви­нутый международным коммунистическим движением в начале 60-х годов,

Оглавление