— характеризуют Черную Африку сегодняшнего дня: идеология культуры — мистика негритюда; социально-экономическая идеология — мистика социализма; политическая идеология — мистика сильной демократии и африканского единства, будь то на уровне государства (национализм) или всей Африки (панафриканизм)» .
Африканский социализм имеет целью не превращение капиталистического общества в социалистическое в результате преодоления внутренних противоречий, а, скорее, поиски пути индустриализации для африканских стран, — считает Мартин Килсон (Гарвардский университет).— То, что называется социализмом у Дж. Ньере и большинства африканской элиты, по существу, не простирается много выше роли государства в развитых капиталистических обществах, в таких, как США, например, после депрессии 1930 г.. Экономисты "из Бруклинского колледжа (США) профессор Э. Маркус и М. Р. Маркус замечают, что «во многих странах, номинально базирующихся на социализме или даже коммунизме, это понятие обычно означает попытку сплотить нацию в целях индустриализации» . В предисловии к коллективному американскому исследованию, об «африканском социализме» сказано, что «одна из его дополнительных функций — помочь созданию атмосферы тяжелого труда и самопожертвования со стороны всех слоев населения во имя объединения нации». Один из авторов этой книги пишет: «Если даже социалистическая риторика не послужит прелюдией для достижения социалистической организации общества, она, возможно, внесет важный вклад в осуществление модернизации». Преобразования в Республике Мали американский исследователь объясняет тем, что, «подобно всем революционным группировкам в мире, Суданский союз стремился сделать постоянным источник своей власти путем изменения общественно-экономического строя к своей выгоде».
Вряд ли было бы верным игнорировать приведенные наблюдения и оценки буржуазных исследователей: в них отражаются некоторые аспекты действительности. В самом деле, социализм оказался в африканских условиях несравненным по эффективности средством политической агитации, и это само по себе не могло не придать ему на том уровне культуры, который характерен для большинства африканских народов, определенные элементы мифотворчества, как называет это Тома. Лозунги социализма широко используются для мобилизации масс в интересах модернизации, индустриализации, для укрепления политической власти и иногда исчерпываются этими задачами.
Но было бы ошибочно приписывать всем без исключения направлениям африканской мысли только такое использование идеи социализма, не замечать за наслоениями мифотворчества реальной постановки вопроса о социалистическом преобразовании, отбрасывать возможности социалистической перспективы для стран Африки. Марксистской мысли чужд такой подход к новейшей африканской политической идеологии. Полностью отдавая себе отчет в возможностях и стремлении ряда политических направлений в Африке использовать социалистические идеи в целях, весьма далеких от социализма, марксисты считают, что перед Африкой открыт путь поисков и решений в подлинно социалистическом направлении. При всей смутности социалистических представлений в самом факте признания и распространения социалистического идеала заложено большое положительное содержание и возможности дальнейшего прогресса. Английский марксист И. Кокс справедливо пишет, что идейные течения современной Африки представляют собой ту сферу, в которой возникнут научные социалистические представления, соответствующие африканским условиям. Концепция некапиталистического развития представляет собой современное марксистское решение проблемы возможностей действительно социалистической ориентации для африканских стран.
Анализу новейшей политической мысли африканских стран уместно предпослать несколько общих замечаний о некапиталистическом пути развития, так как марксистская оценка явлений идеологии вряд ли возможна без учета перспектив социального прогресса, открывающихся перед африканскими странами. По существу, отношение к этим перспективам и является марксистским критерием оценки различных течений африканской политической мысли.
Тезис о некапиталистическом пути развития стран, освобождающихся от колониальной зависимости, выдвинутый международным коммунистическим движением в начале 60-х годов,