Введение

Фактически большинство европейских социали­стов смотрели на колоний как на необходимый экономи­ческий придаток западной капиталистической системы». Охарактеризовав платформу социал-демократии как «социалистический империализм» и отметив, что в то же время среди английских и французских левых социали­стов есть и противники колониализма, Дж. Пэдмор про­должает: «К сожалению, они представляют точку зрения меньшинства, влияние которого на политику их партий незначительно или вовсе отсутствует, и это позволяет их коллегам из правого крыла быть партнерами в колони­альной политике консервативных партий и других про-колониалистских групп в парламентах Франции и Вели­кобритании».

Социалистический интернационал долгое время был «клубом для белых» и концентрировал все свое внима­ние на европейских интересах. Спустя десять лет после выхода книги Пэдмора лидер шведских социал-демокра­тов Таге Эрландер, имея в виду расширение представи­тельства новых стран в Социнтерне, говорил, что при­способление к меняющейся ситуации будет сопряжено с трудностями.

Однако, и обратившись к проблемам развивающихся стран, социал-демократы стремятся не столько изучить всю сложность и специфичность складывающейся там обстановки, властно диктующей необходимость примене­ния новых путей развития, сколько навязать этим стра­нам концепции, полностью продемонстрировавшие уже на европейском опыте свою неспособность обеспечить классовые требования трудящихся. Хотя в выступлении Т. Эрландера на X конгрессе Социалистического интер­национала прозвучала мысль о неприменимости западно­европейских образцов к условиям развивающихся стран, в официальных документах конгресса она не нашла отражения. В заявлении, принятом специальной конфе­ренцией социал-демократов по вопросам социалистиче­ской мысли и практики в новых странах, состоявшейся в Упсале в 1966 г., говорится, что «демократический со­циализм является единственной системой, в рамках которой возможны преобразования, необходимые для быст­рого развития в условиях социальной справедливости». Это положение конференции в Упсале нашло подтверж­дение и на состоявшемся вслед за ней X конгрессе Социалистического интернационала , который характеризовался почти полным отсутст­вием упоминаний об империализме и неоколониализме. По существу, мало что изменила и дальнейшая эволю­ция взглядов правых социал-демократов по данному вопросу (см. гл. VI).

Буржуазно-реформистские исследователи склонны иногда сводить причины возникновения идей социализ­ма в Африке к своего рода заимствованию или идеаль­ным побуждениям лидеров национально-освободитель­ного движения. Передовые идеологи новой Африки вос­стают против такого толкования проблемы. Они подчер­кивают закономерный, неизбежный характер социали­стического выбора для своих стран. Естественно, в усло­виях Африки социализм не может быть обусловлен высо­ким уровнем развития производительных сил, глубиной экономических и политических противоречий капитали­стического общества. Идеологи молодых государств ви­дят императивный характер социалистического выбора в слабости и бесперспективности капиталистического про­изводства в Африке, в неспособности местного частного капитала обеспечить хозяйственный прогресс.

Таким образом, здесь имеет место закономерность особого рода. Речь идет не о том, что социализм выте­кает из всего хода исторического развития африканских стран и является в настоящее время закономерным эта­пом естественноисторического развития и смены общест­венных формаций. Речь идет лишь о том, что социализм нужен африканским странам, так как он может обеспе­чить их экономический прогресс без прохождения мучи­тельного пути капитализма.

Закономерность поисков социалистического решения проблемы развития в Африке опосредствована созна­тельным выбором, но этот выбор имеет вполне объек­тивную и глубокую основу в исторической бесперспек­тивности капитализма как общественной системы.

Оглавление