Фактически большинство европейских социалистов смотрели на колоний как на необходимый экономический придаток западной капиталистической системы». Охарактеризовав платформу социал-демократии как «социалистический империализм» и отметив, что в то же время среди английских и французских левых социалистов есть и противники колониализма, Дж. Пэдмор продолжает: «К сожалению, они представляют точку зрения меньшинства, влияние которого на политику их партий незначительно или вовсе отсутствует, и это позволяет их коллегам из правого крыла быть партнерами в колониальной политике консервативных партий и других про-колониалистских групп в парламентах Франции и Великобритании».
Социалистический интернационал долгое время был «клубом для белых» и концентрировал все свое внимание на европейских интересах. Спустя десять лет после выхода книги Пэдмора лидер шведских социал-демократов Таге Эрландер, имея в виду расширение представительства новых стран в Социнтерне, говорил, что приспособление к меняющейся ситуации будет сопряжено с трудностями.
Однако, и обратившись к проблемам развивающихся стран, социал-демократы стремятся не столько изучить всю сложность и специфичность складывающейся там обстановки, властно диктующей необходимость применения новых путей развития, сколько навязать этим странам концепции, полностью продемонстрировавшие уже на европейском опыте свою неспособность обеспечить классовые требования трудящихся. Хотя в выступлении Т. Эрландера на X конгрессе Социалистического интернационала прозвучала мысль о неприменимости западноевропейских образцов к условиям развивающихся стран, в официальных документах конгресса она не нашла отражения. В заявлении, принятом специальной конференцией социал-демократов по вопросам социалистической мысли и практики в новых странах, состоявшейся в Упсале в 1966 г., говорится, что «демократический социализм является единственной системой, в рамках которой возможны преобразования, необходимые для быстрого развития в условиях социальной справедливости». Это положение конференции в Упсале нашло подтверждение и на состоявшемся вслед за ней X конгрессе Социалистического интернационала , который характеризовался почти полным отсутствием упоминаний об империализме и неоколониализме. По существу, мало что изменила и дальнейшая эволюция взглядов правых социал-демократов по данному вопросу (см. гл. VI).
Буржуазно-реформистские исследователи склонны иногда сводить причины возникновения идей социализма в Африке к своего рода заимствованию или идеальным побуждениям лидеров национально-освободительного движения. Передовые идеологи новой Африки восстают против такого толкования проблемы. Они подчеркивают закономерный, неизбежный характер социалистического выбора для своих стран. Естественно, в условиях Африки социализм не может быть обусловлен высоким уровнем развития производительных сил, глубиной экономических и политических противоречий капиталистического общества. Идеологи молодых государств видят императивный характер социалистического выбора в слабости и бесперспективности капиталистического производства в Африке, в неспособности местного частного капитала обеспечить хозяйственный прогресс.
Таким образом, здесь имеет место закономерность особого рода. Речь идет не о том, что социализм вытекает из всего хода исторического развития африканских стран и является в настоящее время закономерным этапом естественноисторического развития и смены общественных формаций. Речь идет лишь о том, что социализм нужен африканским странам, так как он может обеспечить их экономический прогресс без прохождения мучительного пути капитализма.
Закономерность поисков социалистического решения проблемы развития в Африке опосредствована сознательным выбором, но этот выбор имеет вполне объективную и глубокую основу в исторической бесперспективности капитализма как общественной системы.