Введение

имеющими антикапиталистический и антиимпериалистический характер» Эта особенность национально-освободительного движения является основой того нового, что содержит современная политическая практика и что осмысливается в политической мысли народов Африки.

Во многих странах Азии национальной буржуазии удалось оторвать политические цели национально-освободительного движения от борьбы трудящихся за социальные преобразования. В результате с завоеванием независимости основное содержание общедемократического движения с участием национальной буржуазии как класса оказывалось в значительной мере исчерпанным. Определенные круги буржуазии в Индии, Пакистане, Цейлоне, Бирме и других странах противостоят осуществлению демократических реформ. Во многих странах Африки, напротив, ряд лидеров национально-освободительного движения продемонстрировали решимость продолжать и развивать лучшие традиции периода борьбы за независимость. Смутные социальные проекты, вынашиваемые в годы борьбы за политическую самостоятельность, не были забыты, они стали задачей первостепенной важности. Под руководством тех же сил, которые возглавили борьбу за национальное освобождение, в ряде стран Африки ныне осуществляются широкие социальные преобразования, создающие возможности для коренных изменений структуры общества.

Пути дальнейшего социального развития, социальных преобразований стали стержневым вопросом политической мысли современного национально-освободительного движения в Африке.

Нельзя не видеть знамения эпохи в том, что поиски отвечающего африканским условиям образца общественного прогресса привели многих идеологов освободительного движения к лозунгам социализма. Почти все африканские лидеры, за немногими исключениями, провозглашают социализм целью своей политики.

Идеи социализма появились в Африке в принципиально иных условиях, чем некогда в Европе. Это в особенности верно применительно ко многим странам Тропической Африки, которые добились государственной независимости на начальной стадии классовой дифференциации. Здесь речь не могла идти о социалистических представлениях как результате острых классовых противоречий развитого капиталистического общества. В этом смысле в известной мере прав один из ведущих идеоло­гов так называемого «африканского социализма» Джулиус Ньерере, который заявлял, что генетически социа­лизм в Африке не возникает из борьбы классов, хотя, конечно, ошибочно было бы думать вслед за многими теоретиками «африканского социализма», что их концеп­ции лишены классового содержания и стоят в стороне от процессов классообразования и классовой борьбы, происходящих в современной Африке.

Какие же социальные условия с исторической необхо­димостью (как это можно заключить, исходя хотя бы из всеобщности распространения лозунгов социализма) приводят к возникновению социалистических течений в Африке? Можно выделить ряд общих для большинства стран Африки причин, определяющих популярность идей социализма.

Прежде всего, это стремление трудовых масс к уста­новлению социальной справедливости, к подъему своего благосостояния, к тому, чтобы воспользоваться плодами национально-освободительной борьбы. Дискредитация капиталистической системы на Африканском континенте настолько глубока, что капиталистическая модель под девизом «всеобщего благоденствия» не имеет почти ни­какой перспективы в борьбе за сознание африканцев. Капитализм слишком глубоко ассоциируется у них с империалистической эксплуатацией. Для передовых бор­цов за национальное освобождение капитализм — это та система, которая по самому существу своему приво­дит к колониальной экспансии и эксплуатации. «Коло­ниализм, — пишет президент Гвинейской Республики А. Секу Туре, — есть форма правления, которая выте­кает из природы капиталистического режима». «Иностранный капитализм и местные феода­лы исчерпали силы нашего народа и разрушили нашу экономику, — говорит председатель ЦК Конголезской партии труда Мариан Нгуаби. — Именно поэтому наш народ ориентируется на социализм».

Пестрая социальная структура африканского общест­ва является благодатной почвой для самых разных субъективно-социалистических представлений от стихий­ной тяги патриархальных слоев к «золотому веку» сель­ской общины, от имеющих глубокие корни в национальном сознании представлений о религиозном,

Оглавление