Введение

 

Современная политическая мысль народов Африки возникла в связи с их национально-освободительной борьбой. Она вдохновлялась демократическими идеями, питавшими антиколониальные движения. Ее главное содержание составляют концепции национальной неза­висимости, государственного суверенитета и самостоя­тельного прогрессивного развития.

При всей своей глубокой специфичности, вызванной как совокупностью экономических и культурно-историче­ских традиций, так и особенностями эпохи, в которую она появилась, политическая мысль африканских наро­дов характеризуется многими чертами, в большей или меньшей степени свойственными идеологии национально-освободительного движения вообще и проявившимися в той или иной форме значительно ранее в Европе, Азии и Америке.

В первую очередь это относится к широкому обра­щению африканских идеологов к так называемой исклю­чительности исторического пути развития африканских народов. Представления такого рода неотделимы от лю­бого национального движения. Именно в исторических традициях многие лидеры антиимпериалистических дви­жений пытаются найти идейную и эмоциальную почву для отпора колониализму, попранию национального достоинства и расистским концепциям о неспособности к прогрессу отставших в своем историческом развитии народов без вмешательства и покровительства белых «опекунов». В новейшей африканской мысли эти тен­денции нашли воплощение в концепциях негритюда, аф­риканской или арабской личности.

С идеей африканской исключительности перекли­кается обращение к религиозным истокам как к древ­нейшему проявлению общественного сознания. В условиях чужеземного господства религиозные движения вы­ступают как своеобразная форма сохранения народной культуры и самобытности, как протест против коло­ниального режима.

И, наконец, еще одной чертой политической мысли Африки последнего времени, типичной для идеологии на­ционально-освободительных движений вообще; является сочетание требований национальной независимости с идеями социальных преобразований. Но здесь мы встре­чаемся не только со сходством, с той универсальной общностью, которая роднит все национально-освободи­тельные движения, но и с существенными различиями, явившимися отражением новой исторической эпохи.

Смутные представления об установлении социальной справедливости — спутник всякого массового нацио­нально-освободительного или крестьянского движения. В сознании народных масс, вовлекаемых в политиче­скую жизнь и не слишком искушенных в ней, конкрет­ные политические цели, выдвигаемые партиями и ли­дерами движения, связываются с мечтами о социальном благоденствии, о полюбовном разрешении в рамках одного народа и на основе национального единства всех внутренних социальных конфликтов. В ходе освободи­тельного движения эти представления, особенно свой­ственные им иллюзии о возможности безболезненного урегулирования классовых противоречий, намеренно культивируются буржуазными лидерами.

Однако с достижением непосредственных политиче­ских целей движения его социальный фон, его скрытые социальные противоречия (своего рода второй план осво­бодительной борьбы), как правило, не получали даль­нейшего развития и разрешения в качестве следствия свержения политического ига колониализма, так как силы, осуществлявшие руководство антиимпериалистиче­ским фронтом и ставшие теперь господствующим клас­сом новых государств, были заинтересованы в том, чтобы застопорить, свернуть, свести на нет массовый демокра­тический подъем эпохи борьбы за независимость. Это происходило из-за отсутствия серьезной социальной и политической базы для дальнейшего развития нацио­нального движения и переключения его в плоскость общественных преобразований, а также из-за быстрого забвения многими буржуазными лидерами и партиями,

Оглавление