Современная политическая мысль народов Африки возникла в связи с их национально-освободительной борьбой. Она вдохновлялась демократическими идеями, питавшими антиколониальные движения. Ее главное содержание составляют концепции национальной независимости, государственного суверенитета и самостоятельного прогрессивного развития.
При всей своей глубокой специфичности, вызванной как совокупностью экономических и культурно-исторических традиций, так и особенностями эпохи, в которую она появилась, политическая мысль африканских народов характеризуется многими чертами, в большей или меньшей степени свойственными идеологии национально-освободительного движения вообще и проявившимися в той или иной форме значительно ранее в Европе, Азии и Америке.
В первую очередь это относится к широкому обращению африканских идеологов к так называемой исключительности исторического пути развития африканских народов. Представления такого рода неотделимы от любого национального движения. Именно в исторических традициях многие лидеры антиимпериалистических движений пытаются найти идейную и эмоциальную почву для отпора колониализму, попранию национального достоинства и расистским концепциям о неспособности к прогрессу отставших в своем историческом развитии народов без вмешательства и покровительства белых «опекунов». В новейшей африканской мысли эти тенденции нашли воплощение в концепциях негритюда, африканской или арабской личности.
С идеей африканской исключительности перекликается обращение к религиозным истокам как к древнейшему проявлению общественного сознания. В условиях чужеземного господства религиозные движения выступают как своеобразная форма сохранения народной культуры и самобытности, как протест против колониального режима.
И, наконец, еще одной чертой политической мысли Африки последнего времени, типичной для идеологии национально-освободительных движений вообще; является сочетание требований национальной независимости с идеями социальных преобразований. Но здесь мы встречаемся не только со сходством, с той универсальной общностью, которая роднит все национально-освободительные движения, но и с существенными различиями, явившимися отражением новой исторической эпохи.
Смутные представления об установлении социальной справедливости — спутник всякого массового национально-освободительного или крестьянского движения. В сознании народных масс, вовлекаемых в политическую жизнь и не слишком искушенных в ней, конкретные политические цели, выдвигаемые партиями и лидерами движения, связываются с мечтами о социальном благоденствии, о полюбовном разрешении в рамках одного народа и на основе национального единства всех внутренних социальных конфликтов. В ходе освободительного движения эти представления, особенно свойственные им иллюзии о возможности безболезненного урегулирования классовых противоречий, намеренно культивируются буржуазными лидерами.
Однако с достижением непосредственных политических целей движения его социальный фон, его скрытые социальные противоречия (своего рода второй план освободительной борьбы), как правило, не получали дальнейшего развития и разрешения в качестве следствия свержения политического ига колониализма, так как силы, осуществлявшие руководство антиимпериалистическим фронтом и ставшие теперь господствующим классом новых государств, были заинтересованы в том, чтобы застопорить, свернуть, свести на нет массовый демократический подъем эпохи борьбы за независимость. Это происходило из-за отсутствия серьезной социальной и политической базы для дальнейшего развития национального движения и переключения его в плоскость общественных преобразований, а также из-за быстрого забвения многими буржуазными лидерами и партиями,