Введение

"исламском социализме» до свойственных национально-демократиче­скому авангарду общества стремлений рассматривать социализм как науку.

В ряде случаев, когда борьба с империализмом носит особенно острый характер, когда она принимает форму вооруженного конфликта, обычно ускоряющего процесс формирования политического сознания и избавляющего народные массы от многих иллюзий, принятие социали­стической ориентации политическим руководством нацио­нально-освободительного движения прямо диктовалось активностью масс, вытекало из их революционной ини­циативы. Исследователь новейшей идеологии африкан­ских стран Л. Тома замечает, что в Алжире «после завоевания независимости ситуация была настолько ре­волюционной, что социализм навязывал себя как необ­ходимость, которой не могла бы избежать никакая власть, сколь бы реакционной она ни была». В самом деле, рабочее самоуправление, ставшее одним из принципиальных положений социалистической платформы Фронта национального освобождения Алжи­ра (ФНО), возникло в значительной мере спонтанно по инициативе рабочего класса, занимавшего, предприятия и хозяйства, оставленные бежавшими французскими владельцами.

Трудно переоценить воздействие мировой системы социализма, международного коммунистического движе­ния на формирование лица современной Африки, ее пе­редовой политической мысли. Опыт социалистических стран продемонстрировал африканским народам, что социализм обеспечивает высокие темпы развития и пре­одоления экономической и культурной отсталости. Он служил и служит для них вдохновляющим примером. Это тем более важно, что устойчивый и быстрый эконо­мический прогресс — важнейшая задача развивающихся стран. Успехи стран социализма привели к тому, что решение этой задачи стало закономерно связываться с социалистическим выбором. «Развивающиеся страны, — говорил сегодняшний президент АРЕ Анвар Садат, — должны совершить в течение жизни одного поколения то, чего капиталистические страны достигли за много поколений. Это делает очевидным неизбежность социа­листического выбора, который рассматривается как единственный путь, способный обеспечить быстрое раз­витие».

Такую позицию разделяют многие лидеры и идеологи африканских стран. Президент Сомалийской Демокра­тической Республики Сиад Барре заявил, что социа­лизм — это единственный путь, идя которым, нация мо­жет избавиться от зависимости, нищенства и экономиче­ского колониализма, единственная система, способная объединить силы страны во имя национального процветания. Центральный орган Конголезской партии труда — газета «Этумба» писала, что «только некапиталистический путь развития может вывести Кон­го в разумные сроки из нынешнего состояния неразвито­сти и положить конец экономическому засилью империа­лизма»

Социализм представляет для Африки большую при­тягательную силу еще и потому, что он раскрыл нацио­нально-освободительному движению истинную природу колониализма, его органическую . связь с капитализмом и империализмом, неизбежность его крушения, потому что социалистическая ориентация создает надежную основу для укрепления национальной независимости. «Если в конце второй мировой войны,— писал президент Сенегала Л. Сенгор, — мы избрали в качестве политиче­ской доктрины социализм, то это произошло потому, что нам был нужен практический метод, который явился бы приложением определенной теории, для того чтобы сделать нашу антиколониальную борьбу эффективной» . Президент Туниса Хабиб Бургиба, видный идеолог так называемого дестуровского социализма, связывает принятие социалистических лозунгов лидера­ми развивающихся стран с «революцией, преследующей двойную цель: освобождение народа от колониального ига и освобождение его из тисков нищеты и невежества».

Следует со всей решительностью подчеркнуть, что за­слуга приобщения многих деятелей африканского нацио­нально-освободительного движения к пониманию нераз­рывной связи борьбы против колониализма с социализ­мом всецело принадлежит международному коммунисти­ческому движению, а отнюдь не правой социал-демо­кратии. Небезынтересно признание этого факта видным деятелем панафриканского движения Джорджем Пэдмором в вышедшей в 1956 г. книге «Панафриканизм или коммунизм?»: «Национальные устремления азиатов и африканцев никогда не принимались серьезно в расчет европейскими социалистами до самого недавнего вре­мени...

Оглавление