"исламском социализме» до свойственных национально-демократическому авангарду общества стремлений рассматривать социализм как науку.
В ряде случаев, когда борьба с империализмом носит особенно острый характер, когда она принимает форму вооруженного конфликта, обычно ускоряющего процесс формирования политического сознания и избавляющего народные массы от многих иллюзий, принятие социалистической ориентации политическим руководством национально-освободительного движения прямо диктовалось активностью масс, вытекало из их революционной инициативы. Исследователь новейшей идеологии африканских стран Л. Тома замечает, что в Алжире «после завоевания независимости ситуация была настолько революционной, что социализм навязывал себя как необходимость, которой не могла бы избежать никакая власть, сколь бы реакционной она ни была». В самом деле, рабочее самоуправление, ставшее одним из принципиальных положений социалистической платформы Фронта национального освобождения Алжира (ФНО), возникло в значительной мере спонтанно по инициативе рабочего класса, занимавшего, предприятия и хозяйства, оставленные бежавшими французскими владельцами.
Трудно переоценить воздействие мировой системы социализма, международного коммунистического движения на формирование лица современной Африки, ее передовой политической мысли. Опыт социалистических стран продемонстрировал африканским народам, что социализм обеспечивает высокие темпы развития и преодоления экономической и культурной отсталости. Он служил и служит для них вдохновляющим примером. Это тем более важно, что устойчивый и быстрый экономический прогресс — важнейшая задача развивающихся стран. Успехи стран социализма привели к тому, что решение этой задачи стало закономерно связываться с социалистическим выбором. «Развивающиеся страны, — говорил сегодняшний президент АРЕ Анвар Садат, — должны совершить в течение жизни одного поколения то, чего капиталистические страны достигли за много поколений. Это делает очевидным неизбежность социалистического выбора, который рассматривается как единственный путь, способный обеспечить быстрое развитие».
Такую позицию разделяют многие лидеры и идеологи африканских стран. Президент Сомалийской Демократической Республики Сиад Барре заявил, что социализм — это единственный путь, идя которым, нация может избавиться от зависимости, нищенства и экономического колониализма, единственная система, способная объединить силы страны во имя национального процветания. Центральный орган Конголезской партии труда — газета «Этумба» писала, что «только некапиталистический путь развития может вывести Конго в разумные сроки из нынешнего состояния неразвитости и положить конец экономическому засилью империализма»
Социализм представляет для Африки большую притягательную силу еще и потому, что он раскрыл национально-освободительному движению истинную природу колониализма, его органическую . связь с капитализмом и империализмом, неизбежность его крушения, потому что социалистическая ориентация создает надежную основу для укрепления национальной независимости. «Если в конце второй мировой войны,— писал президент Сенегала Л. Сенгор, — мы избрали в качестве политической доктрины социализм, то это произошло потому, что нам был нужен практический метод, который явился бы приложением определенной теории, для того чтобы сделать нашу антиколониальную борьбу эффективной» . Президент Туниса Хабиб Бургиба, видный идеолог так называемого дестуровского социализма, связывает принятие социалистических лозунгов лидерами развивающихся стран с «революцией, преследующей двойную цель: освобождение народа от колониального ига и освобождение его из тисков нищеты и невежества».
Следует со всей решительностью подчеркнуть, что заслуга приобщения многих деятелей африканского национально-освободительного движения к пониманию неразрывной связи борьбы против колониализма с социализмом всецело принадлежит международному коммунистическому движению, а отнюдь не правой социал-демократии. Небезынтересно признание этого факта видным деятелем панафриканского движения Джорджем Пэдмором в вышедшей в 1956 г. книге «Панафриканизм или коммунизм?»: «Национальные устремления азиатов и африканцев никогда не принимались серьезно в расчет европейскими социалистами до самого недавнего времени...