Автор настоящей книги О. В. Мартышин, на наш взгляд, хорошо справился с исследованием сложных проблем развития африканской социалистической мысли. Тема эта сравнительно новая, и предлагаемое монографическое исследование также почти единственное.
В приведенной классификации не учтен и ряд других направлений, имеющих относительно самостоятельное значение. Таковы до сих пор сохранившиеся попытки сочетать идею национального прогресса с пережиточными и постепенно приобретающими буржуазный колорит элементами феодальных традиций, имеющие распространение в ряде стран Арабской Африки. Такова идеология трибализма, в форме которой еще и по сей день нередко выражаются национальные устремления африканцев. Таковы другие реакционные течения политической мысли, опирающиеся на феодальную верхушку, национальные и племенные предрассудки.
Но эти направления или не имеют отношения к национально-освободительному движению и даже противостоят ему, или во всяком случае не относятся к числу определяющих в масштабах всей Африки. Настоящая же работа ограничивается основным руслом идеологии африканского национально-освободительного движения.