Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Мбойя, классический представитель буржуазных тенденций в африканской политической мысли, также говорил, что социализм — это «интеллектуальный климат, умонастроение, установленные с целью достижения рациональных отношений и гармоний в обществе». С. Бадиан Куяте, один из малийских идеологов, примыкавших к национальной демократии, также писал вполне в духе классически мелкобуржуазной ветви африканской мысли: «Для нас, африканцев, социалистическое отношение сообразуется с нашими реальными общественными структурами. Речь идет о том, чтобы возвысить до национального уровня дух, который определяет жизнь деревни, где уже поняли, что человек всегда связан со своей группой и в радости и в горе».

Между разными направлениями политической мысли Африки нет непроницаемых перегородок. Возможны частные отклонения от общего русла и переходы от одного направления к другому. Незавершенность классовой дифференциации, недостаток опыта самостоятельной политической борьбы, неудачи, часто постигающие представителей разных направлений, создают благоприятные условия для изменения политической ориентации. Показательным для африканской политической мысли и сложной обстановки, породившей ее, является и наличие своего рода промежуточных ступеней, которые сочетают в себе признаки разных направлений и которые нельзя отнести безоговорочно ни к одному из них.

Многочисленные определения социализма, принадлежащие перу разных африканских политических деятелей создают широкую гамму, отличающуюся плавностью переходов.

В качестве примера полярных концепций социализма можно сослаться на определения Т. Мбойи и X. Бумедьена.

Т. Мбойя ограничивается указанием, что «социализм выступает за равенство возможностей, гарантию дохода и найма на работу, равенство перед законом, господство права, личную свободу, всеобщее избирательное право, государственное регулирование экономической жизни, государственный контроль над главными средствами производства и распределением и т. п.». Здесь нет ни одного момента, который выходил бы за рамки современного капиталистического общества, под которым не подписался бы не только любой западноевропейский социал-демократ, но и любой пропагандист теории «государства благоденствия».

X. Бумедьен, как уже отмечалось, связывает социализм в первую очередь с освобождением человека от эксплуатации и с передачей экономической и политической власти производителям.

Здесь два представления о социализме, безошибочно относимых: первое — к буржуазным тенденциям в африканской политической мысли, второе •— к национальной демократии.

Приведем еще одно определение. Бывший дагомейский министр А. Аданде в 1961 г. говорил, что социализм — это «система, при которой государство берет на себя руководство национальной экономикой и защищает человека от эксплуатации его труда привилегированным классом, обеспечивает его существование, охраняет достоинство и стремится снабдить его материальными средствами благополучия». С одной стороны, на первый план как будто выдвигается государственное регулирование экономики, что характерно для буржуазной ветви африканской политической мысли, но, с другой стороны, возникает мотив классового характера социализма, отстаивания государством интересов трудящихся от посягательств привилегированных социальных групп. И этот момент позволяет говорить об известном сближении с национальной демократией. Такое понимание социализма представляется переходным. Число подобных примеров можно было бы умножить.

Однако, несмотря на существенную идейную общность и наличие переходных явлений, три основных направления новейшей африканской политической мысли прослеживаются достаточно четко и, что особенно показательно, на материалах всей Африки, как Тропической, так и Северной. Это свидетельствует о том, что дифференциация политической идеологии обусловлена глубокими социальными причинами.

Существование родственных течений в политической мысли, выросшей на почве арабских и негро-африканских традиций, общепризнанно.

Л. Тома, например, пишет, что «по многим вопросам неодестуровский социализм в основном совпадает по характеру своему с негро-африканским», что «единство, взглядов сторонников неодестуровского и негро-афри-канского социализма удивляет».

Оглавление