Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Современную политическую мысль народов Африки объединяют общие цели борьбы за укрепление национальной независимости, за социальный прогресс, некоторые общие традиции, влияния, представления. Это позволяет выделить ряд политических концепций, разделяемых в той или иной мере представителями различных направлений африканской мысли, хотя очень часто эти общие по форме концепции наполняются разным классовым, политическим содержанием. Определенное родство различных направлений новейшей политической мысли Африки обусловлено не только сходством исторических условий и задач, стоящих перед национально-освободительными движениями, но в ряде случаев и общностью происхождения. Очевидно, например, большое воздействие на политическую мысль стран Тропической Африки идеологии панафриканского движения, явившегося предшественником и родоначальником современного национально-освободительного движения и современной политической мысли негритянских народов Африки.

В то же время для новейшей политической мысли Африки характерна тенденция к дифференциации, к выделению различных политических направлений. Эта тенденция, ставшая очевидной в начале 60-х годов, ныне признается почти всеми исследователями. Предложенные варианты классификации представляют значительный интерес, так как выявляют позиции авторов различной, а иногда и прямо противоположной ориентации по политически острому вопросу и содержат много интересных и верных наблюдений, ценных при выработке научного подхода к проблеме.

 

Одна из наиболее аргументированных попыток классификации африканской политической мысли в буржуазной литературе принадлежит американскому исследователю Ч. Ф. Эндрэйну. Он использует следующие критерии для выделения различных направлений: соотношение между общественным и частным секторами; приоритет сельскохозяйственного или промышленного развития; степень, в которой традиционные ценности включаются в социалистическую идеологию; мера воздействия теоретических принципов на экономическое развитие.

На этой основе Ч. Эндрэйн выделяет «три модели африканского социализма», подчеркивая, что различия между ними носят относительный, а не абсолютный характер. Это «африканский марксизм», «социалистический гуманизм» и модель «государства благоденствия». «Африканский марксизм,— пишет Эндрзйн,— характеризуется политическим контролем над экономикой, значением, придаваемым индустриализации, отходом от традиционного отношения к экономической деятельности и стремлением объединить марксистскую теорию с африканской практикой. Идеология „социалистического гуманизма", выразителем которой является президент Сенгор, подчеркивает равновесие между индустриализацией и сельскохозяйственным развитием, а также между общественными и частными капиталовложениями, уважение к традиционным ценностям, сочетает духовные идеи Тейяра де Шардена и гуманистические темы Маркса. Для модели „государства благоденствия" типичны помощь местным предпринимателям со стороны государства, сельскохозяйственное развитие, включение традиционных африканских ценностей в современную экономику и весьма прагматический характер программ».

Далее Эндрэйн отмечает, что «африканские марксисты» в сравнении с другими африканскими социалистами стремятся "к более быстрому и полному переустройству африканского общества. Основу преобразования общества они видят в экономическом развитии. В отличие от них Л. Сенгор, по мнению американского исследователя, разрабатывает социалистическую программу, позволяющую выразить гуманистические идеалы, придерживается этических, духовных и гуманистических принципов, считает, что «африканский социализм» имеет дело, скорее с развитием личности, чем с экономическим ростом.

Что же касается модели «государства благоденствия», то ее приверженцы также, по мнению Эндрэйна, ставят на первое место гуманистические ценности, но придают меньшее значение теории в сравнении с «африканским марксизмом» и «гуманистический! социализмом» и не уделяют столь большого внимания, как последний, проблемам культуры и негритюда. Они пред- почитают развитие сельского хозяйства — индустрии, традиционные африканские общественные формы —марксистским принципам политической организации, контроль над распределением - общественной собственности на орудия и средства производства. Эндрэйн считает, что это направление преобладает в Нигерии, Кении, Танзании, Тунисе, в странах — членах ОКАМ,

Оглавление