Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Стремление к переустройству общества на началах социальной справедливости и равенства, на началах, субъективно-антикапиталистических и потому представляющихся важными для характеристики направления, воплощено в книге Б. Онуохи «Элементы африканского социализма».

Нигерийский автор серьезно относится к «африканскому социализму», он хочет, чтобы клянущиеся социализмом африканские политики претворяли его в действительность, чтобы социализм не был пустой фразой или еще хуже — политической ширмой для обмана народа и маскировки капиталистических тенденций.

Далее, Онуоха заявляет, что разговоры о солидарности рабочих и нанимателей окажутся самообманом и классового раскола общества не избежать, если не будет предпринята решительная демократизация закона о корпорациях, которая превратила бы рабочих в держателей акций. Это положение Онуохи, несмотря на подтекст классовой солидарности, не лишено радикализма,

И наконец, Онуоху выгодно отличает от представителей буржуазных' реформистских тенденций в «африканском социализме» резкое осуждение современного капитализма.

Предложенный нигерийским священником путь к социализму представляет собою мелкобуржуазную утопию. При этом он не поднялся до уровня тех идеологов мелкобуржуазного социализма, которые теоретически отвергали частную собственность, и выступает лишь против концентрации собственности как в руках частных лиц, так и в руках государства. Его план состоит в разукрупнении всякой собственности, в создании огромного числа мелких собственников, в предоставлении каждому права и возможности владеть производительной собственностью в небольших масштабах или долей акций в крупном предприятии. Онуоха стремится социализировать собственность, не национализируя, не этатизируя ее.

«Национализация,— пишет Онуоха,— не децентрализует богатства, она концентрирует его в руках государства и оставляет массы без собственности», которая, по его мнению, «воплощает первоклассные человеческие ценности», такие, как инициатива, творческие способности, ответственность, служение обществу, безопасность, чувство собственного достоинства и т. д. Он полагает, что «частное предпринимательство может процветать и в то же время быть социально ответственным». К этому якобы можно прийти через законодательные и иные формы государственного контроля, оберегающего справедливое распределение собственности.

Для мелкобуржуазного направления африканской политической мысли весьма показателен распределительный характер социализма, непонимание связи принципов распределения со способом производства и нереальности попыток добиться прочного уравнения состояний и справедливости на базе раздробленной частной собственности и частного предпринимательства. «Существенное различие между капиталистическим и социалистическим обществом заключается не в методах производства, а в системах распределения богатств»,— писал в начале 60-х годов Дж. Ньерере. Б. Онуоха также считает, что «социализм в основном является распределительным», хотя тотчас же добавляет, что «распределение предполагает производство».

Идеализация древних устоев и попытки их воскрешения, как правило, связаны со своего рода волюнтаристским подходом к историческому процессу. Волюнтаризм, вообще свойственный в немалой мере новейшей политической мысли Африки, в данном случае приобретает оттенки моралистического подхода к социальным проблемам, способного породить иллюзии о возможности движения к социализму исключительно на основе индивидуального нравственного роста, в результате-постепенных и частных преобразований. Наиболее отчетливое выражение эта тенденция нашла в формуле Дж. Ньерере «социализм, как демократия, представляет собой состояние ума» (в связи с углублением классового содержания социалистических концепций ТАНУ в новом контексте эта формула приобретает иной смысл). Мелкобуржуазный социализм — довольно широкое понятие, объединяющее порой принципиально различные течения мысли, в которых в разных соотношениях переплетаются элементы идеализации патриархальных устоев и буржуазного реформизма, подчас довольно последовательного. Доля его, как мы видели, весьма значительна у Б. Онуохи, выступающего за сохранение частной собственности при ее разукрупнении. Б. Онуоха считает, что, ратуя за частную производительную собственность, в том числе и на землю, он не нарушает африканских социалистических традиций, что африканскому обществу всегда было присуще признание частной собственности в определенных, справедливых размерах. Однако в данном случае Б.

Оглавление