Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Вся совокупность современных империалистических методов закабаления отставших в своем экономическом развитии народов получила обобщенное название неоколониализма. Это и есть та объективная реальность, которая вынуждает идеологов национальной демократии и мелкобуржуазного социализма, сохраняющего верность идеалам освободительного движения, подчеркивать первостепенную важность продолжения и развития антиимпериалистической борьбы.

На 3-й конференции народов Африки, состоявшейся в марте 1961 г. в Каире, неоколониализм был определен как «пережиток колониальной системы, сохранившийся вопреки формальному признанию политической независимости в развивающихся странах, которые стали жертвами косвенных и искусных форм господства, осуществляемого посредством политических, экономических, социальных, военных и технических мероприятий». Конференция подчеркнула, что неоколониализм «представляет собой величайшую угрозу для африканских стран, которые недавно завоевали независимость или приближаются к этому статусу».

Деколонизация, неотделимая от борьбы с империализмом, рассматривается как длительный и многосторонний процесс, охватывающий политическую, экономическую и культурную жизнь африканских народов. Президент республики Замбия К. Каунда считает, что достижение политической независимости — всего лишь первый шаг в длительном процессе деколонизации,, который, возможно, не удастся завершить в течение жизни одного поколения. «Интенсивный процесс деколонизации, затрагивающий не только общественные учреждения, но и сознание народа и социальные отношения, должен опираться на твердую волю, сопротивляться любой форме неоколониализма, в экономической, культурной и политической областях», — пишет Б. Онуоха.

Национальные демократы и все последовательные антиимпериалисты рассматривают провозглашение политической независимости не как самоцель, с достижением которой полностью и навсегда устраняется конфликт с империализмом, а как эффективное средство продолжения и расширения фронта антиимпериалистической борьбы. В их понимании передача колониальной державой атрибутов власти местным представителям вовсе не всегда исключает экономическое и политическое влияние империализма. Недостаточность формального провозглашения независимости была особенно очевидной для радикальных националистов тех немногих африканских стран, которые добились этой цели.после первой мировой войны и вскоре убедились, что передача власти не влечет за собой полного осуществления национальных чаяний. Так, в Хартии национальных действий АРЕ при анализе ситуации, сложившейся в Египте после революции 1919 г., отмечается, что «в то время империализм предоставил независимость только по форме, а не по существу».

Национальные демократы говорят о «полунезависимых государствах» или «по-видимости, независимых государствах», которые подпали под неоколониальную зависимость от империализма, стремящегося спасти кое-что из обломков старой системы, об «отношениях клиента к патрону», складывающихся между такими государствами и империалистическими державами.

«Некоторые из нас,— пишет О. Одинга,— возможно, не сразу поняли, что время, когда вступление в период политической независимости было само по себе прогрессом, прошло. Только Политическое и экономическое содержание этой независимости может обнаружить, будет ли она иметь реальное значение для народных масс... Стадия, следующая за предоставлением независимости, наиболее опасна. Это момент, после которого многие национальные революции в Африке переживали регресс, потому что после первой победы над внешним контролем и давлением наступало благодушие и национальные правительства оставили слишком многое в своих странах неизменным и не заложили фундамента действенной независимости путем передачи власти и контроля надлежащим силам, путем поддержки национальной революции».

Мысли о неполной независимости можно встретить и у представителей национал-реформистского крыла африканской политической мысли. Так, Л. Сенгор неоднократно говорил о номинальной, юридической независимости, которая способна лишь удовлетворить в какой-то мере национальное честолюбие и не является сама по себе даже политической независимостью. Юридическая независимость, по мнению Л. Сенгора, представляет собой лишь первоначальное условие для преодоления экономического, социального и культурного отчуждения. Однако, когда концепция юридической независимости не связывается непосредственно с антиимпериалистической борьбой,

Оглавление