Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Однако в границах этого течения национальная демократия представляет собой наиболее независимое крыло, которому становится тесно в рамках социализма национального типа и которое стремится найти решение насущных проблем социального развития в постепенном отказе от абсолютизации национальных особенностей и в приобщении к идее исторических закономерностей, носящих общий характер. Для идеологии некапиталистического развития типично постепенное обогащение общедемократических антиимпериалистических традиций анализом общественных явлений, учитывающим классовые антагонизмы, представлениями о социализме, находящимися под сильным влиянием марксистско-ленинской теории и исторического опыта Советского Союза, мировой социалистической системы. При этом примечательно понимание связи социализма с подлинными национальными интересами. В Хартии национальных действий АРЕ говорится, что глубокие социальные преобразования — гарантия успеха национальной революции. Революция 1919 г. потерпела поражение, подчеркивается в Хартии, именно потому, что лидеры этой революции не поняли необходимости социальных перемен.

Национальная демократия отличается от других направлений африканской политической мысли более четким и в значительной степени классовым пониманием социализма. Социализм представляется не просто как синоним прогресса, а как вполне определенная общественно-экономическая система, основанная на постепенном искоренении классового неравенства и эксплуатации, вытеснении частной эксплуататорской собственности и частной капиталистической инициативы из решающих областей экономики, на господстве общественной собственности на средства производства. Это принципиальное отличие от буржуазной ветви африканской политической мысли, провозглашающей в качестве одного из ведущих принципов социализма сосуществование частной капиталистической и государственной собственности при явном предпочтении первой.

Национальная демократия во многом не разделяет научные представления о классовой структуре общества, но самая идея признания классовых антагонизмов и классовой борьбы как формы преодоления противоречий, как формы общественного прогресса пустила прочные корни в сознании левого крыла африканских националистов, сформировала их политическое лицо и благотворно повлияла на их представления о социализме. Для национальных демократов социализм — это классовое понятие, требующее особой расстановки борющихся сил, мобилизации трудящихся масс на борьбу с угнетательскими, паразитическими элементами общества, на ограничение и постепенное искоренение феодальных и капиталистических тенденций.

Социализм «стремится освободить человека от эксплуатации и позволить тем, кто производит, взять в свои руки бразды правления в экономике и политике», — говорит X. Бумедьен.

Национальные демократы подвергают критике буржуазные веяния в африканской политической мысли и практике. Так, в Манифесте Союза народа Кении (1966 г.) говорилось «об идеологической приверженности правительства Кении капитализму, подкрепляемой тем обстоятельством, что многие члены правительства лично владеют на правах собственности сотнями и даже тысячами акров земли». Лидер Союза народа Кении О. Одинга подчеркивает, что сквозь все «путаные разговоры об африканском социализме для Кении проходит в основе своей ложное предположение, будто возможна гармония интересов между частным капиталом, включая иностранный частный капитал, и правительством как представителем общественных интересов в стране».

Если отрицание частной капиталистической собственности как элемента социализма и признание в определенных пределах классовой борьбы направлены против буржуазно-реформистских иллюзий, то решительная связь построения социализма с индустриализацией означает отказ от патриархальных, по существу мелкобуржуазных утопий, столь распространенных в африканском обществе и нередко отождествляющих социализм с консервированием примитивных, неразвитых общественных отношений.

Национально-демократические идеологи некапиталистического развития сознают сложность социалистических преобразований в условиях недостаточной зрелости капиталистических отношений. Они провозглашают социализм как цель, достигаемую не сразу, а поэтапно. Для них характерно представление о переходном периоде, когда не только материальная, но и общественно-политическая база социализма еще не создана, а социализм существует лишь как политика, как направление социально-экономического развития. В этом национальные демократы приближаются к научному пониманию закономерностей перехода к социализму.

Оглавление