Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Такому подходу в немалой мере способствует пренебрежение автора к идеям о наличии классов и классовой борьбы в африканском обществе, получающим все большее распространение среди идео­логов, выступающих за некапиталистическое развитие. По мнению М. Робертс, эта тенденция Связана., только с коммунистическим движением и не оказывает сущест­венного, влияния на идейные и практические поиски пу­тей социалистического преобразования в Африке. «Есть, конечно, африканские лидеры, которые признают су­ществование или неизбежный рост классов,— пишет М. Роберте,— но это не показательно. За пределами Южной Африки эти лидеры сконцентрированы в основ­ном в ориентирующейся на коммунизм Африканской партии независимости (Сенегал), в небольшой, но влия­тельной группировке в Народной партии конвента (Га­на) и в нескольких небольших коммунистических пар­тиях в Африке».

Л. Тома, отметив, что одно из важных критических замечаний, адресуемых марксистами африканским со­циалистам, касается общественных классов и классовой борьбы, утверждает, что, «согласно Сенгору (с этим можно согласиться при известных оговорках.— О.М.), С. Туре, М. Кейта, в Африке не только не существует классов, но и самая африканская социалистическая по­литика заменяет соперничество и насилие диалогом». Этим Л. Тома, бесспорно, стирает грань между теми течениями африканской социалистической мысли, которые он определил как коллективистское и общинное.

Тенденции подобного рода свойственны и некоторым африканским исследователям. Так, видный сенегальский политический деятель Д. Тиам, отмечая существенные различия в методологическом подходе к проблеме со­циализма Л. Сенгора и С. Туре («Первый, — пишет Д. Тиам,— делает ударение на культурном аспекте со­циализма, второй — на экономическом» ), все же и того и другого считает в общем приверженцами одной и той же системы «африканского социализма».

Попыткой представить современную политическую мысль Черной Африки как единое течение, вызванное к жизни исключительно национальным развитием, на­циональными африканскими традициями и не знающее никаких расхождений и никакой дифференциации на со­циальной основе, является книга нигерийского священ­ника Беде Онуохи «Элементы африканского социализ­ма». Онуоха говорит о принципах, разделяемых якобы всеми без исключения идеологами национально-освобо­дительного движения Тропической Африки. Ведущий тезис книги — тезис о принципиальном единстве, выте­кающем из национальных традиций, приводит его к заб­вению или недооценке тенденций, определяющих раз­витие современной политической мысли Африки. Так, Онуоха утверждает:' «Нет никакого сомнения, что аф­риканский социализм базируется на праве индивида владеть производительной собственностью». В подтверж­дение этой мысли он приводит высказывание К. Нкрумы, относящееся к началу 1963 г., о том, что «ганский социализм не является несовместимым с существова­нием и ростом могущественного частного сектора в эко­номике» и что «ни один из известных нам представи­телей африканского социализма не возражает против принципа частного предпринимательства». Од­нако уже к моменту выхода в свет книги Онуохи (1965 г.) из среды «африканского социализма» вышла группа идеологов — и К. Нкрума был одним из первых и веду­щих ее представителей,— которые прочно связали идеал социализма с общественной собственностью на орудия и средства производства.

Позиция Б. Онуохи не случайна, она логически обус­ловлена пониманием социалистических концепций, воз­никших на Африканском континенте, как явления ско­рее национального, чем социального. Провозглашение «африканского социализма» плодом исключительно на­циональной самобытности негритянских народов Афри­ки несовместимо с признанием дифференциации, воз­никающей на классовой основе. Онуоха безошибочно почувствовал, что та дифференциация африканской по­литической мысли, которая стала очевидной в начале 60-х годов, ведет к отрицанию преувеличенных пред­ставлений об африканской исключительности, и в из­вестной мере принес научную объективность в жертву своей концепции «африканского социализма».

Л. Сенгор пишет, что «сенегальский путь к социа­лизму является просто одной из версий африканского пути».

Оглавление