Такому подходу в немалой мере способствует пренебрежение автора к идеям о наличии классов и классовой борьбы в африканском обществе, получающим все большее распространение среди идеологов, выступающих за некапиталистическое развитие. По мнению М. Робертс, эта тенденция Связана., только с коммунистическим движением и не оказывает существенного, влияния на идейные и практические поиски путей социалистического преобразования в Африке. «Есть, конечно, африканские лидеры, которые признают существование или неизбежный рост классов,— пишет М. Роберте,— но это не показательно. За пределами Южной Африки эти лидеры сконцентрированы в основном в ориентирующейся на коммунизм Африканской партии независимости (Сенегал), в небольшой, но влиятельной группировке в Народной партии конвента (Гана) и в нескольких небольших коммунистических партиях в Африке».
Л. Тома, отметив, что одно из важных критических замечаний, адресуемых марксистами африканским социалистам, касается общественных классов и классовой борьбы, утверждает, что, «согласно Сенгору (с этим можно согласиться при известных оговорках.— О.М.), С. Туре, М. Кейта, в Африке не только не существует классов, но и самая африканская социалистическая политика заменяет соперничество и насилие диалогом». Этим Л. Тома, бесспорно, стирает грань между теми течениями африканской социалистической мысли, которые он определил как коллективистское и общинное.
Тенденции подобного рода свойственны и некоторым африканским исследователям. Так, видный сенегальский политический деятель Д. Тиам, отмечая существенные различия в методологическом подходе к проблеме социализма Л. Сенгора и С. Туре («Первый, — пишет Д. Тиам,— делает ударение на культурном аспекте социализма, второй — на экономическом» ), все же и того и другого считает в общем приверженцами одной и той же системы «африканского социализма».
Попыткой представить современную политическую мысль Черной Африки как единое течение, вызванное к жизни исключительно национальным развитием, национальными африканскими традициями и не знающее никаких расхождений и никакой дифференциации на социальной основе, является книга нигерийского священника Беде Онуохи «Элементы африканского социализма». Онуоха говорит о принципах, разделяемых якобы всеми без исключения идеологами национально-освободительного движения Тропической Африки. Ведущий тезис книги — тезис о принципиальном единстве, вытекающем из национальных традиций, приводит его к забвению или недооценке тенденций, определяющих развитие современной политической мысли Африки. Так, Онуоха утверждает:' «Нет никакого сомнения, что африканский социализм базируется на праве индивида владеть производительной собственностью». В подтверждение этой мысли он приводит высказывание К. Нкрумы, относящееся к началу 1963 г., о том, что «ганский социализм не является несовместимым с существованием и ростом могущественного частного сектора в экономике» и что «ни один из известных нам представителей африканского социализма не возражает против принципа частного предпринимательства». Однако уже к моменту выхода в свет книги Онуохи (1965 г.) из среды «африканского социализма» вышла группа идеологов — и К. Нкрума был одним из первых и ведущих ее представителей,— которые прочно связали идеал социализма с общественной собственностью на орудия и средства производства.
Позиция Б. Онуохи не случайна, она логически обусловлена пониманием социалистических концепций, возникших на Африканском континенте, как явления скорее национального, чем социального. Провозглашение «африканского социализма» плодом исключительно национальной самобытности негритянских народов Африки несовместимо с признанием дифференциации, возникающей на классовой основе. Онуоха безошибочно почувствовал, что та дифференциация африканской политической мысли, которая стала очевидной в начале 60-х годов, ведет к отрицанию преувеличенных представлений об африканской исключительности, и в известной мере принес научную объективность в жертву своей концепции «африканского социализма».
Л. Сенгор пишет, что «сенегальский путь к социализму является просто одной из версий африканского пути».