Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Онуоха явно смешивает собственность с владением и пользованием, и это приводит его к искаженному представлению о принципах общинно-родового строя.

Дж. Ньерере более последовательно стоял на позициях патриархального социализма и отвергал, исходя из него, частную собственность на землю: «В том, что касается владения землей, правительство ТАНУ должно вернуться к традиционным африканским обычаям. Это означает, что земельный участок передается члену общества на условии, что он его обрабатывает. Собственность без всяких условий или постоянная и ничем не ограниченная земельная собственность, которая ведет к спекуляции и паразитизму, должна быть ликвидирована». Здесь мы имеем дело с одним из характерных примеров того, как идеализация патриархальных устоев может привести к демократическим требованиям.

Мелкобуржуазный социализм, как было отмечено основоположниками научного коммунизма еще в Манифесте Коммунистической партии, сильнее в негативной части своей программы, чем в позитивной. Он убедителен в своей критике капиталистических и феодальных тенденций. Что же касается программы переустройства общества, попыток распространить- традиционные общинные порядки, быстро разлагающиеся под воздействием рыночных отношений, на все государство, то в этой части противоречивость мелкобуржуазных утопий особенно очевидна.

Характеристика направления, наиболее последовательного в идеализации патриархальных устоев, как мелкобуржуазной идеологии, даже когда оно теоретически отрицает частную собственность на основные орудия и средства производства, вызывает иногда недоумение, особенно применительно к тем странах Африки, где чрезвычайно слабо расслоение крестьянства, где основную фигуру земледельца все еще представляет не крестьянин — мелкий собственник, а крестьянин-общинник. Это связано с общей недооценкой влияния мелкобуржуазных идей и настроений в Африке, которое, без преувеличения можно сказать, огромно. В качестве примера такой недооценки можно привести следующее замечание А. Соболева: «Большинство крестьян Тропической Африки (речь идет о крестьянах, не ведущих самостоятельного товарного хозяйства) по отношению к собственности, по месту в производстве, способу и размерам получаемого вознаграждения и, если хотите, по мировоззрению не является мелкобуржуазным в обычном понимании этого слова. Традиционный слой мелкой буржуазии в деревнях Тропической Африки очень мал, а в некоторых районах отсутствует вообще. Иначе говоря, сфера распространения мелкобуржуазности в странах Тропической Африки ограничена в социальном отношении».

Такой взгляд на сферу распространения и влияния мелкобуржуазных представлений, видимо, основан на отождествлении мелкобуржуазной идеологии с представлениями мелкого торговца. Между тем диапазон мелкобуржуазных представлений весьма широк, хотя и разоряющийся торговец порой бывает не прочь повздыхать о патриархальной идиллии. Что же касается мелкобуржуазного утопического социализма, то для него характерны как раз не принципы политической экономии мелкого лавочника, а вера в незыблемость устоев патриархальной общины, в ее способность противостоять разрушающему влиянию денег и капитализма.

Крестьянство, не порвавшее или не полностью порвавшее связи с общинной жизнью, является питательной средой для возникновения и культивирования мелкобуржуазного утопического социализма. Поэтому она представляет собой огромный резервуар мелкобуржуазных идей, и они долгое время еще будут проявляться, а порой и доминировать в той или иной форме в развитии африканской политической мысли.

В некоторых отношениях концепции африканского мелкобуржуазного утопического социализма близки к вариантам крестьянского социализма в аграрных странах Европы (особенно России) и Азии. Классовое содержание подобных течений быстро менялось по мере эволюции общества, расширения и укрепления позиций капитализма, по мере роста революционного движения. При этом, однако, сохранялась известная устойчивость теоретической базы, верность крестьянским представлениям о справедливости.

Оставаясь на почве крестьянских традиций, т. е. будучи мелкобуржуазным, утопический социализм этого рода сравнительно быстро менял свое реальное социальное значение, свое классовое существо. Сначала он последовательно выражал интересы всех трудящихся, т. е. крестьянства и еще не выделившегося полностью из его среды, не самоопределившегося идейно и политически пролетариата; затем,

Оглавление