Так, в Хартии ФНО Алжира (1964 г.) ставится проблема этапов развития революции. Первый этап — это смешанная экономика, когда наряду с социалистическим сектором существует и частнокапиталистический. «На втором этапе, — говорится в Хартии, — социалистический сектор должен получить возможность взять целиком в свои руки основные рычаги экономической жизни страны... Только тогда то, что мы называли единством политики и орудия социализации, будет приложимо уже не только к социалистическому сектору, подверженному атакам капиталистического сектора, а ко всей экономической и политической жизни страны» .
Президент Революционного совета Алжира X. Бу-медьен заявляет: «Алжир не построил еще социализм, так же как многие страны, объявившие себя социалистическими задолго до нас. Много лет и этапов потребуется для достижения этой цели». В то же время X. Бумедьен подчеркивает, что «социализм является системой управления, ориентацией и политикой Алжира».
Покойный президент Насер характеризовал современный этап истории АРЕ как «стадию перехода от капитализма к социализму». С этим положением перекликается замечание Идрисса Диарры на VI съезде партии Суданский союз о том, что «планируемая социалистическая экономика» Мали служит этапом на пути к осуществлению более общей цели — построению социализма. Правда, не все национальные демократы объективно представляют себе длительность переходного периода и четко сознают, какие условия необходимы для наступления нового этапа революции.
Не лишен научного интереса вопрос об определении, названии левого крыла политической мысли африканского национализма. В марксистской литературе встречается ряд характеристик. И. Кокс, например, в книге «Социалистические идеи в Африке» назвал нкрумаизм даже «африканским марксизмом». Такое определение вряд ли можно признать удачным как с научной, так и с политической точки зрения. Оно не учитывает существенных разногласий между представлениями левых лидеров национально-освободительного движения и научным социализмом. Следствием, столь поспешного причисления африканских идеологов к марксизму может быть недооценка необходимости дальнейшей эволюции их социально-политических концепций. Нередко этим определением пользуются буржуазные исследователи, не слишком заботясь о его обоснованности и стремясь ослабить воздействие на судьбы Африки и радикального национализма и научного социализма.
Два других весьма распространенных определения — «революционная демократия» и «национальная демократия». Оба определения приемлемы, если вкладывать в них идентичный смысл, а не выводить из неодинаковых названий существенных концептуальных различий, не противопоставлять одно другому, не толковать революционную демократию как шаг вперед, как более высокую ступень приближения к социализму в сравнении с национальной демократией.
Думается, что как характеристика определенного явления новейшей истории политической мысли термин «национальная демократия» убедителен. Достоинство этого термина, впрочем весьма условного, в его новизне, соответствующей принципиально новому характеру определяемого явления, порожденного современным этапом национально-освободительного движения, открывшейся перед народами бывших колониальных стран перспективой некапиталистического развития. Термин «национальная демократия» удачно подчеркивает два тесно связанных момента, чрезвычайно важных для понимания специфики этого явления: во-первых, наличие национальных задач антиимпериалистической борьбы и общедемократических преобразований, имеющих на современном этапе первостепенное значение, во-вторых, широкую классовую базу, представляющую собой национальный фронт прогрессивных демократических сил, включающих не только трудящихся, но и некоторые антиимпериалистические элементы национальной буржуазии.