Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Так, в Хартии ФНО Алжира (1964 г.) ставится проблема этапов развития революции. Первый этап — это смешанная экономика, когда наряду с социалистическим сектором существует и частнокапиталистический. «На втором этапе, — говорится в Хартии, — социалистический сектор должен получить возможность взять целиком в свои руки основные рычаги экономической жизни страны... Только тогда то, что мы называли единством политики и орудия социализации, будет приложимо уже не только к социалистическому сектору, подверженному атакам капиталистического сектора, а ко всей экономической и политической жизни страны» .

Президент Революционного совета Алжира X. Бу-медьен заявляет: «Алжир не построил еще социализм, так же как многие страны, объявившие себя социалисти­ческими задолго до нас. Много лет и этапов потребуется для достижения этой цели». В то же время X. Бумедьен подчеркивает, что «социализм яв­ляется системой управления, ориентацией и политикой Алжира».

Покойный президент Насер характеризовал современ­ный этап истории АРЕ как «стадию перехода от капи­тализма к социализму». С этим положе­нием перекликается замечание Идрисса Диарры на VI съезде партии Суданский союз о том, что «планируе­мая социалистическая экономика» Мали служит этапом на пути к осуществлению более общей цели — построе­нию социализма. Правда, не все национальные демократы объективно представляют себе длительность переходного периода и четко сознают, какие условия необходимы для наступления нового этапа революции.

Не лишен научного интереса вопрос об определении, названии левого крыла политической мысли африканско­го национализма. В марксистской литературе встре­чается ряд характеристик. И. Кокс, например, в книге «Социалистические идеи в Африке» назвал нкрумаизм даже «африканским марксизмом». Такое определение вряд ли можно признать удачным как с научной, так и с политической точки зрения. Оно не учитывает существенных разногласий между представлениями ле­вых лидеров национально-освободительного движения и научным социализмом. Следствием, столь поспешного причисления африканских идеологов к марксизму может быть недооценка необходимости дальнейшей эволюции их социально-политических концепций. Нередко этим оп­ределением пользуются буржуазные исследователи, не слишком заботясь о его обоснованности и стремясь осла­бить воздействие на судьбы Африки и радикального национализма и научного социализма.

Два других весьма распространенных определения — «революционная демократия» и «национальная демокра­тия». Оба определения приемлемы, если вкладывать в них идентичный смысл, а не выводить из неодинаковых названий существенных концептуальных различий, не противопоставлять одно другому, не толковать революционную демократию как шаг вперед, как более высо­кую ступень приближения к социализму в сравнении с национальной демократией.

 Думается, что как характеристика определенного яв­ления новейшей истории политической мысли термин «на­циональная демократия» убедителен. Достоинство этого термина, впрочем весьма условного, в его новизне, соот­ветствующей принципиально новому характеру опреде­ляемого явления, порожденного современным этапом на­ционально-освободительного движения, открывшейся пе­ред народами бывших колониальных стран перспективой некапиталистического развития. Термин «национальная демократия» удачно подчеркивает два тесно связанных момента, чрезвычайно важных для понимания специфи­ки этого явления: во-первых, наличие национальных задач антиимпериалистической борьбы и общедемократических преобразований, имеющих на современном этапе перво­степенное значение, во-вторых, широкую классовую базу, представляющую собой национальный фронт прогрессив­ных демократических сил, включающих не только трудя­щихся, но и некоторые антиимпериалистические элемен­ты национальной буржуазии.

Оглавление