Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Вероятно, можно найти какие-то прагматические нотки в Хартии национальных действий АРЕ, но ведь и самый прагматизм возможен на различной социальной основе. Принципиальные различия первостепенной важности в путях развития и. идейных платформах АРЕ и Туниса, Сенегала и Танзании не вызывают сомнений.

Выделение Л. Тома «смешанных тенденций», где вера в рентабельность капиталистических инвестиций идет рука об руку с так называемым земледельческим социализмом кооперативного типа, в качестве особого направления в отличие от общинных тенденций, представленных, к примеру, Сенегалом и Тунисом, также выглядит неубедительным и не способствует четкости классификации этого исследователя.

Приведенные примеры, видимо, свидетельствуют о том, что попытки классификации новейшей политической мысли Африки не могут быть успешными без постановки основного вопроса о классовой ориентации власти, о реальном социальном значении политических концепций африканских лидеров, без постановки и решения вопроса о перспективах развития, о некапиталистическом или капиталистическом пути. Между тем для большинства буржуазных исследователей предмета характерно не только отсутствие такого единственно научного подхода, но и игнорирование многих важных моментов, говорящих о классовой природе и классовых тенденциях африканской идеологии.

Поэтому наряду с выделением различных направлений в африканской общественной мысли исключительно по концептуальным признакам для буржуазной литературы типичен и тезис об относительности различий между ними, об их коренной общности, а иногда и прямое отрицание социально-классовой дифференциации в новейшей африканской идеологии.

Так, Ч. Морзе подчеркивает, что, «несмотря на различия в политических, экономических и социальных взглядах между двумя социалистическими тенденциями в Африке, ни в коей мере не ясно, будут ли различия между ними в конце концов столь широки, как, кажется, ожидают ныне их лидеры и некоторые иностранные наблюдатели». По мнению Л. Тома, «неизбежные расхождения» между африканскими идеологами «в конечном счете касаются лишь деталей».

Американский исследователь А. Золберг отмечает, что наряду с важными различиями в ориентации африканских лидеров в таких областях, как экономика и международные отношения, они разделяют общие взгляды на национальную интеграцию, значение единства (в последующих главах мы увидим, что в данном случае А. Золберг неправ, что понимание национального единства как раз принципиально отличается у представителей разных направлений политической мысли), обязанности правителей и граждан и роль политического конфликта. Отсюда следует вывод, что «проводить различие между „монистической моделью" Нкрумы, Туре или Кейты и „плюралистической моделью" Сенгора или Уфуэ-Буаньи не представляется очень полезным».

Французский исследователь Бернар Шарль считает «африканский социализм» течением, которое знает, что отвергает, но не определило еще своего собственного пути. По мнению Б. Шарля, африканцы выступают против марксизма и против капитализма, что же ка­сается их позитивной программы, то здесь царит пол­ная неясность в таких вопросах, как государственный капитализм или социализм, сохранение традиционных ценностей или модернизация, отношение государства к религии, вопросы методов и техники преобразования и т. п. При этом речь идет об «африканском социализме» в целом при отсутствии даже упоминания о наметившихся в нем различных, но весьма определен­ных решениях вопросов, в которых Б. Шарль приписы­вает африканским идеологам полную неясность мысли.

Попытки буржуазных исследователей смазать прин­ципиальные различия между течениями африканской идеологии и замолчать возникающие в ней прогрессив­ные тенденции сказываются особенно ярко при рассмот­рении вопросов, первостепенных при оценке всякого идейного или политического направления, выступающего под флагом социализма, а именно вопросов о классах и собственности.

Американка Маргарет Роберте, подобно Б. Шарлю, предпочитает говорить об «африканском социализме» в целом, подчеркивая в нем в основном элементы эко­номического прогресса.

Оглавление