Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

У некоторых деятелей национальной демократии (не без маоистского влияния) также встречаются иногда перепевы концепции «бедных» и «богатых» наций. Конечно, у национальных демократов она не относится к числу важнейших составных частей их идейного арсенала, не связана с буржуазно-реформистскими тенденциями, с одинаковым отношением к мировому капитализму и социалистической системе, с ослаблением накала антиимпериалистической борьбы. Скорее, здесь проявляется мелкобуржуазный радикализм. Но в любых вариантах эта- концепция неотделима от националистических преувеличений, от нечеткого понимания перспектив глобальной борьбы с империализмом, места и роли в ней национально-освободительного движения. Эта концепция вытекает у некоторых национальных демократов из представлений о том, что главным противоречием нашего времени является противоречие между «третьим миром» и империализмом, что именно здесь проходит основной фронт борьбы с империализмом. Отсюда мысль о социалистическом лагере как о всего лишь вспомогательной силе «третьего мира» в борьбе с империализмом и искаженное понимание сущности и характера помощи, оказываемой социалистическими странами национально-освободительному движению.

Последовательная политика Советского Союза и других социалистических стран, собственный политический опыт приводят многих национальных демократов к постепенному изживанию эмоциональных преувеличений, они начинают четко осознавать необходимость единства действий социалистического лагеря и национально-освободительных движений в борьбе с империализмом, единства, которое основано на объективной общности интересов в этой области, но вовсе не исключает наличия помимо этого самостоятельных интересов. .В речи по случаю 15-й годовщины революции 1952 г. Г. А. Насер говорил: «Советский Союз и мы имеем одну общую цель, а именно борьбу с империализмом. Мы не хотим никакого иностранного влияния в нашей части мира, а Советский Союз со своей стороны озабочен борьбой с империализмом и ликвидацией присутствия империалистов в южном районе, прилегающем к его границам. И у нас и у Советского Союза есть антиимпериалистические идеологические интересы». За солидарность с социалистическими странами выступает и О. Одинга. Он далек от идеи одинакового отношения к социалистическому Востоку и капиталистическому Западу. Бывшие колониальные страны, по его мнению, имеют много общего со странами социализма в области социальной политики и экономического планирования. Одинга отмечает интенсивную антикоммунистическую пропаганду в качестве одной из причин недоверия к социалистическим странам, распространившегося в определенных кругах африканского общества. Укрепление и развитие позитивного содержания национальной демократии в значительной мере связано с последовательным отходом от пережитков так называемой теории «богатых» и «бедных» наций.

* * *

Приведенная классификация новейшей политической мысли Африки в известной мере носит условный характер. Общность исторических судеб Африки, как уже отмечалось, не могла не сказаться на идеологии, выделение трех главных направлений отнюдь не исключает наличия некоторых общих черт. В основу этой классификации положены не исключительные, а лишь ведущие, определяющие признаки. Не только общие интересы и общие методы борьбы, но и ряд общих концепций, общих методологических приемов объединяют африканских идеологов, принадлежащих к различным направлениям. В какой-то, но, конечно, неодинаковой мере романтический подход к африканским или арабским традициям, элементы утопического социализма и философский идеализм применительно к общественным, проблемам свойственны всем немарксистским течениям современной африканской политической мысли. В известной степени всем им свойственны многие черты мелкобуржуазной идеологии. Это не может быть иным в странах, стоящих в основном на докапиталистическом уровне развития, где национально-освободительное движение всколыхнуло широкие слои городского и сельского населения всем предшествующим опытом своим воспитанного в мелкобуржуазном патриархальном или сугубо меркантильном духе.

Общность идеалистических мелкобуржуазных иллюзий легко продемонстрировать. Выше отмечалось, что характеристика социализма как «умонастроения», «состояния ума» и представления о строительстве социализма как о распространении, расширении до пределов всей нации общинных традиций, будто бы еще определяющих уклад жизни африканской деревни, типичны для африканского мелкобуржуазного утопического социализма. Но те же мотивы можно найти и у представителей других направлений, правда у них эти мотивы не являются основными. Так, покойный Т.

Оглавление