Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Но единого «африканского пути» к социализму нет, так называемый африканский социа­лизм дифференцируется, в нем образуется несколько направлений, и основой этой дифференциации служат не национальные границы, а классовые тенденции. Лю­бая классификация, построенная всецело на внешней, концептуальной характеристике политической мысли стран Африки, не учитывающей ее социального значе­ния, приводит к затушевыванию этих классовых тенден­ций, а стало быть, и самой дифференциации, африкан­ской идеологии.

Нужно сказать, что передовым силам африканского национально-освободительного движения как раз не свойственно ныне затушевывание глубоких социально-классовых аспектов различных тенденций африканской идеологии. Они видят, что коренные расхождения вызы­ваются важнейшими проблемами, связанными с выбо­ром социально-экономического пути развития,— классов и классовой борьбы, государства, собственности и т. п. Верность национальным традициям не мешает им ви­деть социальный характер задач реконструкции и раз­вития, стоящих перед Африкой.

Интересно в этом отношении заявление президента республики Замбии Кеннета Каунды, являющееся, меж­ду прочим, как бы ответом на утверждение Онуохи о том, что признание частной собственности на орудия и средства производства является всеобщим и неотъем­лемым признаком «африканского социализма». «Афри­ке,— пишет К. Каунда,— предстоит стать одной из са­мых больших, если не самой большой ареной идеологи­ческих противоречий нашего века. Общепризнанно, что современные идеологические различия основаны на оп­ределенных экономических и политических теориях и методах. Проще говоря, вопрос заключается в собствен­ности или контроле над средствами, с помощью кото­рых создается и .распределяется' богатство нации. Ины­ми словами, должно_ли владеть этими средствами госу­дарство, или личность, или оба, и если так, то в какой пропорции? И как должно осуществляться распределе­ние богатства и как следует к этому приступить?» [81, 72]. Вот довольно ясное, хотя и не исчерпывающее, признание одним из видных деятелей национально-осво­бодительного движения принципиальных разногласий вокруг перспектив развития и определение коренных пунктов этих разногласий.

Лидер оппозиционного Союза народа Кении О. Один-га, говоря о существенных разногласиях между КПУ и правящей партией КАНУ, в качестве центрального их пункта называет экономическую политику в отношении иностранного и местного частного капитала и внешнюю политику. Здесь опять мы имеем дело с открытым признанием различных направ­лений в африканской политической мысли и практике.

Интересную, политически острую попытку классифи­кации современной африканской общественной мысли, основанную на понимании классовой основы идейных течений, предприняли идеологи Ганы периода правления К. Нкрумы, группировавшиеся вокруг газеты «Спарк».

Бывший редактор газеты К. Батса писал о научном социализмев Африке и о противостоящем ему «африканском социализме», который он характеризовал как полное восприятие «типично европейских реформистских и социал-демократических идеалов».

К. Батса выделял шесть основных признаков «африканского социализма»: отрицание эксплуатации афри-канских народов монополистическим капиталом империалиетических стран, признание смешанной экономики как характерной черты социализма;, отрицание существованния классов в Африке и выдвижение идеи надклассового государства; защита многопартийной системы или одной партии, открытой для всех (независимо от их убеждений), при полном отрицании какой-либо ее авангардной роли; романтическая интерпретация традиционной морали и культуры, представляющая африканский элемент теории, и толкование позитивного не присоединения как нейтральности. В качестве типичных представителей африканского социализма» К. Батса называет Л.Сенгора и Т.Мбойю. Существует много попыток классификации идеологии освободительного движения, в основу которых поло-жены принципы региональные, национальные, религиозные, принципы идеологического или политического влияния европеиско-американских школ или сугубо доктринальные критерии.

Оглавление