Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

С известной долей условности можно сказать, что деление современной политической мысли Африки на три направления в какой-то мере отражает и историю ее развития в послевоенный период. Эволюция африканской политической мысли зачастую начиналась со своего рода симбиоза, в котором в смутной форме содержались зачатки всех трех направлений при преобладании элементов идеализации традиционных африканских жизненных устоев. Удельный вес этих элементов, естественно, мог быть особенно высок в эпоху, когда национально-освободительное движение африканских народов делало первые шаги и находило выражение главным образом в идейной и культурной сфере, а не в практических усилиях по переустройству общества. Затем, с переходом на новую ступень борьбы, когда идеалы развития должны были претворяться в жизнь, возникла тенденция поставить идею исключительности исторических судеб Африки на службу буржуазно-реформистской политике. И наконец, в ходе дальнейших идейных поисков и как результат разочарования .в попытках практического осуществления первых двух направлений возникает течение национальной демократии.

Для всех названных направлений характерно принятие лозунгов социализма и провозглашение намерения разработать и осуществить социалистическую программу, отвечающую специфическим историческим условиям и национальным традициям африканских народов. Однако самый социализм понимается представителями этих направлений по-разному, в чем сказывается классовый характер политических сил, стоящих у руководства.

Буржуазное, реформистское направление. Наиболее видными представителями этой ветви современной африканской мысли являются идеологи правящих партий Сенегала, Кении, Туниса. Они декларируют веру в «средний путь», или, пользуясь словами Л. Сенгора, в промежуточный «демократический» социализм, который исключал бы как капитализм, так и марксистский коммунизм, провозглашают «открытый» социализм, якобы синтезирующий все лучшее, что создано мировой мыслью, и обогащенный опытом и гуманистическими традициями африканских народов. Однако бесконечно балансировать между капитализмом и коммунизмом, как известно, чрезвычайно затруднительно, и люди, придерживающиеся подобных взглядов, закономерно скатываются к национал-реформистским идеям, в основных чертах вполне укладывающимся в рамки буржуазных представлений.

Для этого направления африканской политической мысли характерно перенесение центра тяжести в понимании социализма с социальной справедливости на экономический прогресс и государственное регулирование. Видный теоретик «африканского социализма» с буржуазно-реформистскими тенденциями (преимущественно в сфере экономики) Т. Мбойя видел главную задачу развития не в том, чтобы перераспределять сконцентрированное на одном полюсе богатство путем национализации, а в том, чтобы создавать новое богатство. «Для нас,— пишет Л. Сенгор,- социализм — это просто рациональная организация человеческого общества, рассматриваемого как целое, посредством наиболее научных, современных и эффективных методов».

Таким образом, речь идет об организации производства и быстром экономическом росте при забвении классового аспекта. Социализм в такой интерпретации носит последовательно и ярко выраженный, возведенный в принцип и выдаваемый за коренную его. особенность неклассовый характер. Это не идеология эксплуатируемых трудящихся масс, направленная против классовых привилегий и господства эксплуататорских слоев населения. Это — система взглядов, претендующая на надклассовое содержание, на объединение всех слоев населения во имя прогресса. «Мы предпочитаем убедить сравнительно зажиточные социальные группы: торговцев, земледельцев, промышленников, что их собственный интерес в самом ближайшем будущем требует от них сделать выбор в пользу социализма»,— говорил в 1965 г. Хабиб Бургиба, один из видных арабских теоретиков социализма реформистского типа с сильными буржуазными тенденциями, Двумя годами раньше он дал пример такого рода убеждения капиталистов. «Нужно отказаться от идеи, которую я многократно отвергал, будто бы человек может обогащаться и процветать в стране, которая знает нужду, голод и трущобы. Эта ошибка не должна больше встречаться среди нас. Экономическая наука осуждает ее категорически. По существу ясно, что капитал не может... развиваться в стране, где потребители пребывают в нищете, а покупательная способность постоянно сокращается».

Мустафа эль Сибаи, один из идеологов «исламского социализма», группирующихся вокруг издаваемого в Париже журнала «Орьян», писал: «Фактически исламский социализм соответствует природе человека. Он удовлетворяет достоинство и интересы всех граждан.

Оглавление