Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

а говорит в более широком смысле об «антикапиталистическом и антикоммунистическом уклоне» «африканского социализма», и это как раз и отличает Онуоху от других представителей той же «быстро растущей группы», о которой говорит Максвелл.

Второе, что сближает оба направления, — это идеализация патриархальных устоев и представление о социализме как о воскрешении издревле присущих африканским народам общинных традиций. Но если для буржуазного направления это всего лишь форма отрицания тех европейских социально-политических теорий, которые не соответствуют его ориентации, то утопическому мелкобуржуазному социализму романтический подход к пережиткам общинно-родового быта свойствен в' гораздо большей мере и представляет в значительной мере самое его существо. Б. Онуоха пишет: «Нашим планом является традиционная африканская экономическая структура». Он же определяет «африканский социализм» как «модернизацию традиционного африканского общинного строя». Отсюда признание концепций негритюда или родственных ему представлений о культурной и национальной исключительности африканцев, отсюда выведение социализма исключительно из национальных традиций и понимание его как расовой, а не классовой идеологии. По мнению Б. Онуохи, «африканский социализм выражает желание всех африканцев найти себя, быть самими собой, утвердить себя. Это кристаллизация африканского гения и декларация идеологической независимости». Он говорит о приспособлении традиционных ценностей и «мировоззрения расы» к потребностям века, а именно к потребностям научного прогресса и международного сотрудничества.

Логическим следствием идеализации патриархальных устоев и представлений о национальном характере социализма является абсолютизация мирных методов постепенного преобразования, отрицание классовой борьбы и разработанных марксизмом закономерностей общественного развития. «Все проблемы должны быть решены, и все необходимые перемены произведены мирными, „эволюционными средствами"», — пишет Б. Онуоха.

Это опять-таки роднит рассматриваемое направление с буржуазными тенденциями в африканской политической мысли. Однако классовая подоплека этих представлений различна. Мелкобуржуазные утопические социалисты отвергают классовую борьбу с идиллических патриархальных позиций, сохраняя при этом субъективную непримиримость к капиталистическому строю, тогда как идеологам «африканского социализма» в Кении, Сенегале, «дестуровского социализма» в Тунисе это отрицание служит теоретической базой буржуазно-реформистских тенденций.

Столь принципиальной разницы нельзя упускать из виду. В ряде случаев представители буржуазного направления даже более реально оценивают ситуацию, но их модернизированные концепции, испытавшие сильное воздействие буржуазного реформизма и европейской социал-демократии, ведут к укреплению позиции местного и иностранного капитала, как это происходит, например, в Кении. С позиции патриархальной идеологии, типичной до недавнего времени для ТАНУ, лидеры* Танзании отвергали такое преломление «африканского социализма». Характеризуя программный кенийский документ («Белую книгу по африканскому социализму»), танзанийская газета «Нэшинэлист» писала, что этот документ выступает «против социализма, за капитализм и не является ни социалистическим, ни африканским».

Для мелкобуржуазного утопического социализма характерно, что при сохранении верности демократическим идеалам он может служить основой прогрессивной и радикальной программы общественных преобразований. Такая программа, конечно объективно не выходящая за рамки капиталистического строя, может, несмотря на весь свой утопизм, служить знаменем демократического движения, объединяющего субъективных противников капитализма. Более того, на каком-то последующем этапе она может привести их к осознанию иллюзорности многих принципиальных установок, необходимости их частичного или полного пересмотра. Противоречивая связь некоторых философски реакционных доктрин мелкобуржуазного крестьянского социализма с прогрессивными общественными движениями не раз отмечалась классиками научного социализма. В. И. Ленин блестяще раскрывал эту связь на материалах современного ему национально-освободительного движения и всегда считался с этим явлением при .определении стратегии коммунистов. Мыслью о выдающейся революционной роли, которую могут сыграть мелкобуржуазные утопии в странах с крестьянским в основном населением, проникнута ленинская оценка суньятсенизма в статье «Демократия и народничество в Китае» и гандизма.

Оглавление