Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

На первый взгляд может показаться, что в заявлениях Л. Сенгора и X. Бургибы есть доля истины. Говоря о некоторых объективных последствиях колониальной политики, К. Маркс на примере Индии показал, что британские колонизаторы были невольными носителями буржуазного прогресса, подготовившего их собственную гибель. Но такая постановка вопроса требует проведения абсолютно четкой грани между проникновением передовой европейской культуры и техники в покоренные страны, с одной стороны, и колониальной политикой, колониализмом как социально-политическим явлением, преследовавшим исключительно корыстные цели грабежа и эксплуатации,— с другой. Наряду с побочным насаждением некоторых элементов прогресса, необходимых для более эффективной эксплуатации, колониализм сознательно культивировал отсталость, разрушал национальную культуру и экономику, обрекал на голод и вырождение десятки миллионов людей, извлекал из их безжалостного угнетения баснословные прибыли, без остатка выкачивавшиеся в метрополии.

Кто доказал, что порабощение народов европейскими колонизаторами было необходимой предпосылкой прогресса? Кто докажет, что только ценой потери свободы, ценой самых варварских форм угнетения и грабежа было возможно приобщение так называемых нецивилизованных народов к европейской культуре и технике? Почему не предположить обратное, а именно, что свободное и независимое развитие отсталых народов безболезненно, без сотен миллионов загубленных человеческих жизней привело бы к подлинному расцвету сотрудничества стран, народов, континентов?

Когда грань между побочными продуктами и сущностью колониализма не проводится, когда берется лишь одна, и притом отнюдь не самая важная, сторона явления и на этом основании подводится общий положительный баланс, когда колониализм объявляется революцией и ему приписываются созидательные усилия, невольно возникает впечатление, что лидеры национально-освободительного движения, стоящие на платформе национал-реформизма, быстро забывают прошлое и охотно отдают дань фальшивой концепции о цивилизаторской миссии колониализма.

Такая трактовка колониализма не может способствовать четкому пониманию задач антиимпериалистической борьбы. Насколько более научна и более верна традициям освободительного движения оценка империалистической колониальной системы, данная другим видным политическим деятелем Сенегала, Абдулаем Ли, еще в 50-е годы. Он говорит, что эта система, создав технические и социальные предпосылки для своего уничтожения, оказалась неспособной к какому бы то ни было прогрессу путем собственного экономического и политического развития. Только революция, продолжает А. Ли, может принести освобождение, и она предполагает прежде всего «ниспровержение всякого господства, и в особенности господства, основывающегося на прошлой эксплуатации и розни».

«Когда нация достигла своих целей,— говорит Бургиба,— мы сочли необходимым перевернуть мучительную страницу прошлого» (речь идет об отношениях Туниса с бывшей метрополией). Однако борьба с империализмом не является делом прошлого, и народ, завоевавший свободу, не может предавать забвению идеалы, вдохновлявшие, его в годы борьбы за независимость. Кроме того, общепризнанно, что ни одна из стран Африканского континента не может достигнуть своих целей в борьбе с империализмом в одиночку. Судьба всех их в той или иной мере зависит от исхода ожесточенной борьбы между силами национального освобождения и колониализма, охватившей всю Африку. Многие лидеры сознают единство интересов всех народов Африки в антиимпериалистическом движении.

Борьба с империализмом многообразна, задачи ее не ограничиваются лишь провозглашением национальной независимости. Некоторые представители африканской политической мысли, руководствующиеся буржуазными представлениями, не хотят с этим считаться. Критикуя кенийскую «Белую книгу по африканскому социализму», О. Одинга писал: «В ней много разговоров об „экономическом росте", но нет ни слова о силах империализма, которые препятствуют экономическому росту всех африканских стран, и о том, что только наша независимость от. внешних сил устранит преграды на пути социалистического планирования, а следовательно, и нашего экономического роста».

Национальные демократы и представители мелкобуржуазного направления сознают, что империалистическая эксплуатация не заканчивается с провозглашением политической независимости, что империализм лишь меняет формы и методы колониальной политики и. переходит от неприкрытого грабежа и фронтальных атак к завуалированным методам эксплуатации.

Оглавление