Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Однако общая антиимпериалистическая направленность отнюдь не исключает существенных различий в подходе и к этому вопросу. Роль и место антиимпериализма в идейной и политической платформе трех направлений неодинаковы. Имеются две тенденции, причем мелкобуржуазный утопический социализм в данном случае, как и по вопросу об отношении к современному капитализму, ближе к национальной демократии, чем к буржуазному крылу.

Национальная демократия последовательно и воинственно разоблачает империализм и колониализм, решительно отвергает империалистические доктрины о цивилизаторской миссии колониализма. Идеологи некапиталистического развития вскрывают обусловленность империализма капиталистической экономикой и политикой. Для них понятно и приемлемо ленинское определение империализма как высшей стадии капитализма. Некоторых из них последовательный антиимпериализм приводит к восприятию ряда основных положений марксистского анализа. Показательна в этом отношении книга К. Нкрумы «Неоколониализм как высшая и последняя стадия империализма». Признавая обреченность империализма, идеологи некапиталистического развития и мелкобуржуазные демократы подчеркивают, что он не погибнет без борьбы, без национального пробуждения, без объединения передовых сил общества.

Острый характер борьбы с империализмом, сознание опасности империалистических происков, стремления колонизаторов вернуть утраченные позиции находятся в центре внимания политических деятелей в-странах, избравших некапиталистический путь. «Интересы империализма в Африке слишком серьезны, чтобы он отказался от них по доброй воле, и защита этих интересов приводит империализм к желанию повсюду установить свое политическое господство,— заявил министр иностранных дел Алжира Бутефлика.— В таких случаях империализм использует все средства для грубого Давления на африканские правительства».

Для национальных демократов осуждение империализма—не теоретический трюизм и не дань традициям борьбы за национальную независимость. Это насущная проблема политической борьбы, важнейшая часть программы, определяющая во многом как внешнюю, так и внутреннюю политику, это боевой лозунг, на основе которого воспитываются и мобилизуются массы.

Буржуазному направлению африканской мысли, наоборот, свойственно приглушение критики империализма, ослабление накала борьбы, стремление забыть прошлое, иллюзии о возможности стабильного прогресса при опоре на бывшие метрополии. В общей форме осуждение колониальной политики и экономики, бесспорно, сохраняется, но оно отнюдь не представляет собой важнейшей части идейной платформы. Последовательная борьба с империализмом, разоблачение его роли в судьбах африканских народов в настоящее время не рассматриваются рядом африканских идеологов как первоочередная задача. Так, генерал Мобуту заявил, открывая съезд правящей партии Республики Заир Народное революционное движение, что «было бы серьезной ошибкой, которую осудят наши внуки,- тратить время, нападая на колониализм, империализм и неоколониализм; вместо этого мы должны предложить практические и конкретные решения стоящих перед нами проблем».

Некоторым идеологам современных национально-освободительных движений не только в Африке, но. и в Азии присущ неверный взгляд на расстановку внутренних и международных сил в борьбе за осуществление задач, стоящих перед развивающимися странами. Достижение политической независимости воспринимается ими на первых порах как тотальное поражение социальной реакции. Империализм и капитализм наивно списываются со счета как силы, неспособные больше оказывать сопротивление, полностью себя дискредитировавшие и лишенные социальной опоры. Отсюда ошибочное представление об основном направлении борьбы, о врагах и союзниках в ходе национального строительства.

В-Индии например, такая ошибочная позиция, недооценивающая остроту и разнообразие форм борьбы с империализмом и внутренней реакцией, получила в первые годы после завоевания независимости, значительное распространение и нашла, в частности, законченное выражение в вышедшей в 1951 г. книге К. Г. Машрувалы «Ганди и Маркс», снабженной пространным предисловием известного последователя М: Ганди Винобы Бхаве. Одна из ведущих мыслей книги заключается в том, что после завоевания независимости основными антагонистами становятся не империализм и примыкающая к нему внутренняя реакция, с одной стороны, и здоровые национальные силы, заинтересованные в прогрессе,—с другой, а национальные силы, отождествляемые с гандизмом, и коммунизм.

Оглавление