Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

когда городской рабочий класс вполне проявил себя как самостоятельная и сознательная политическая сила, а классовая дифференциация в крестьянской среде усилилась, — сугубо крестьянские интересы, причем уже за исключением сельского пролетариата; и наконец, в период, когда крестьянский социализм противопоставляется научному и становится платформой борьбы с последовательными социалистическими преобразованиями, он начинает объективно выражать интересы сельской буржуазии.

 Таков один путь эволюции мелкобуржуазного социализма, который может быть отчетливо прослежен на примере развития русской политической мысли XIX — начала XX в. Идейной основой этого пути явилась как раз некритическая верность исходным посылкам крестьянского социализма, когда изменившаяся историческая обстановка требовала их модификации.

Был, однако, и другой путь, который с точки зрения развития революционных, подлинно социалистических тенденций, в той или иной мере присущих всякому крестьянскому социализму, следует признать магистральным и убедительнейший образец которого опять-таки дала Россия, — путь от революционной демократии через революционное народничество к научному социализму.

Развивая эту аналогию, следует, разумеется, иметь в виду огромные различия в исторических условиях современной Африки и России XIX в., сказавшиеся и в уровне классовой дифференциации и политической сознательности различных слоев населения и в наличии у африканских народов общенациональной задачи борьбы с империализмом, задачи первостепенной важности, многое меняющей в темпах и формах эволюции соотношения классовых сил в африканских обществах. Но в самых общих чертах две отмеченные возможности эволюции мелкобуржуазного утопического социализма, столь ярко и последовательно проявившиеся в истории русской политической мысли, видимо, имеют не только российское значение.

Развитие концепций так называемого африканского социализма в Танзании в связи с принятием Арушской декларации, смелое обогащение традиционных идеалов современными научными представлениями о классах и классовой борьбе безусловно свидетельствуют о больших прогрессивных возможностях мелкобуржуазного утопического социализма, когда он сохраняет верность революционным и демократическим традициям. При определенных условиях на этот путь могут встать и другие представители рассматриваемого направления африканской политической мысли.

Идеология национальной демократии. Национальная демократия наиболее последовательно из немарксистских течений выступает с позиций антиимпериалистической борьбы и радикальных социальных преобразований на путях некапиталистического развития. Это направление представлено идеологами правящих партий АРЕ, АНДР, Конго (Браззавиль), Гвинеи, Ливии, Сомали. Последние веяния в идеологии партии ТАНУ также свидетельствуют, как уже отмечалось, об определенных сдвигах в сторону национальной демократии. Значительный интерес при изучении этого направления представляют концепции Народной партии конвента в Гане и партии Суданский союз в Мали, которые одними из первых встали на путь некапиталистического развития, прерванный затем правыми переворотами. Таким образом, национальная демократия представляет собой идейное течение, весьма широко распространившееся среди правящих или оппозиционных сил различных стран Африки.

Несмотря на существенные идейные различия между марксистами и национальными демократами, можно сказать, что именно на национальной демократии из всех течений идеологии национализма с наибольшей силой сказалось влияние борьбы рабочего класса и его партий, внесшей новые черты в содержание современного национально-освободительного движения. Из всех направлений африканской общественной мысли идеология некапиталистического развития находится под наибольшим воздействием научного социализма и по ряду важных вопросов сближается с ним.

Особенность эволюции идеологии некапиталистического развития состоит в создании условий для постепенного перехода от национальных, демократических требований к социализму. Оба этих элемента характерны для всей современной идеологии национально-освободительного движения, но их соотношение не остается неизменным. Можно сказать, что все три рассматриваемых здесь главных направления новейшей политической мысли стран Африки принадлежат к тому течению, которое в последнее время ввиду его большой распространенности получило название «социализма национального типа».

Оглавление