Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Отметим, что с этим термином согласны многие аф­риканские идеологи. Так, он признавался Демократиче­ской партией Гвинеи, признается Конголезской партией труда.

Термин «революционная демократия» обладает пре­имуществом традиционности. В отличие от «националь­ной демократии» — понятия, сравнительно недавно вве­денного в обиход, «революционная демократия» — старое понятие, за которым в истории политической борьбы и политической мысли стоит определенное содержание. В этом смысле оно как будто более четко. Но нельзя за­бывать, что понятие «революционная демократия» отли­чается широким диапазоном, что оно применялось и при­меняется к очень неоднородным явлениям и что употреб­ление этого термина без уточнения классового смысла способно лишить его определенности.

При многозначности понятия «революционная демо­кратия» может возникнуть соблазн отождествления его с каким-то одним явлением, например с революционной демократией 40—70-х годов XIX в. в России. Это было самое передовое политическое направление своего времени, непосредственный предшественник научного социализма в стране. Революционная демократия тех лет была революционным авангардом, выражавшим интересы не только крестьянства, но и молодого пролетариата, еще не заявившего о себе самостоятельно на политической арене.

С ростом пролетариата и становлением его классового самосознания характер этого направления менялся. В. И. Ленин писал о так называемом русском социализме—народничестве: «Буржуазно-демократическая сущность русского интеллигентского движения, начиная от самого умеренного, культурнического, и кончая самым крайним, революционно-террористическим, стала выясняться все более и более, одновременно с появлением и развитием пролетарской идеологии (социал-демократии) и массового рабочего движения». Поэтому в годы первой русской революции, называя эсеров и трудовиков революционными демократами, В. И. Ленин решительно подчеркивал их мелкобуржуазный характер и указывал, что «социал-демократы считают социалистов-революционеров представителями крайней левой фракции нашей буржуазной демократии». Очевидно, что здесь марксистское понимание революционной демократии уже несколько иное, чем применительно к общественному движению 40—70-х годов.

В период Февральской революции, когда мелкобуржуазные партии в России запятнали себя соглашательством с капиталом, В. И. Ленин употребляет применительно к ним понятие «революционная демократия» не иначе как в кавычках. Именно в это время В. И. Ленин выступает против бездумного и ничего не говорящего употребления слов «революционная демократия» и призывает в каждом случае подвергать их четкому классовому анализу: «...пора перейти от фраз о „революционной демократии", от поздравлений друг друга с „революционной демократией" к классовой характеристике, чему нас учил марксизм и вообще научный социализм», — говорил В. И. Ленин на I Всероссийском съезде Советов. «Неужели марксисту позволительно забывать, — писал В. И. Ленин в „Правде" в июне 1917г., - что капиталисты тоже неоднократно бывали в истории всех стран, и в 1649 г. в Англии, и в 1789 г. во Франции, и в 1830, и в 1848 г., и в 1870 г. в той же стране, и в феврале 1917 г. в России „революционными демократами"?. Неужели вы забыли, в самом деле, что надо различать одну от другой революционную демократию капиталистов, мелкой буржуазии, пролетариата? Неужели вся история всех названных мной сейчас революций не сводится к различию классов внутри „революционной демократии"?».

В работе «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» В. И. Ленин иронизирует по поводу неряшливого и необдуманного обращения с понятием «революционная демократия». «Слово: „революционная демократия" стало у нас (особенно у эсеров и меньшевиков) почти что условной фразой, вроде выражения: „слава богу"... или вроде выражения: „почтенный гражданин"...» — и попутно дает его научное определение: «Если слова: „революционная демократия" употреблять не как шаблонную парадную фразу, не как условную кличку, а думать над их значением, то быть демократом значит на деле считаться с интересами большинства народа, а не меньшинства, быть революционером, значит ломать все вредное, .отжившее самым решительным, самым беспощадным образом». Принципиально такое же определение революционной демократии В. И. Ленин дал и в статье «Как обеспечить успех Учредительного собрания».

Оглавление