Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Социальная справедливость ассоциируется у Онуохи со свободным предпринимательством на базе разукрупненной частной собственности. Но капитализм отрицает и то и другое. «Капитализм не является свободным предпринимательством,— пишет Онуоха.— Чем бы капитализм ни был в теории, нет сомнения, что на практике он представляет собою концентрацию свободного предпринимательства, собственности и экономической власти в руках немногих лиц при исключении большинства». Отсюда, капитализм—это «узаконенный грабеж». «Тресты и монополии господствуют в западной экономике и политике,— говорит Онуоха.— На Западе имеют значение деньги, а не человек. Общественное неравенство признается как нечто нормальное». Нигерийский священник осуждает капитализм за несправедливое распределение богатств, разгул эгоизма и индивидуализма, отсутствие моральных и социальных идеалов, безжалостную эксплуатацию детей и женщин, порабощение рабочих, коррупцию политической власти, колониализм, войны и т. д.

Будучи искренним критиком капитализма с демократических мелкобуржуазных позиций, Онуоха считает, что все отмеченные пороки отнюдь не относятся только к прошлому, что они отнюдь не ликвидируются теми новыми тенденциями капитализма, которые буржуазная мысль стремится представить как коренное изменение его существа.

Все социальные мероприятия современного капиталистического государства, которые выдаются за наступление новой эры справедливости и всеобщего благоденствия, по мнению Онуохи, представляют собой всего лишь «паллиативы, которые никогда не заменят справедливого экономического строя». Мы видим, сколь существенно отличается эта оценка социальной функции современного капиталистического государства от позиции Л. Сенгора. Больше того, к самой причине изменений в структуре капиталистического общества Б. Онуоха подходит как демократ, как искренний борец за социальную справедливость. Он говорит о том, что «общественные силы вырвали несколько уступок у капитализма», причем в числе факторов, обеспечивших эту победу, упоминает и о «коммунистической агитации».

Для представителей буржуазной по тенденциям ветви африканской политической мысли тот капитализм, который нужно отвергнуть, отошел в прошлое, трансформировался в общество благоденствия. Кенийская «Белая книга по африканскому социализму», например, писала, что резкие классовые противоречия «когда-то существовали в Европе». Для мелкобуржуазного социалиста и демократа Б. Онуохи при всех его иллюзиях «государство благоденствия» — это сохранение капитализма при облегчении участи рабочих посредством паллиативов, а «европейский социализм», т. е. социал-демократия, означает сохранение капиталистического предпринимательства при сокращении его в объеме за счет расширения государственного сектора. В этом непризнании апологетических теоретических моделей, широко используемых современным монополистическим, капиталом, ярко сказывается особенность мелкобуржуазного социализма как самостоятельного течения современной африканской политической мысли.

Отношение к империализму — еще одна чрезвычайно важная и острая проблема, по которой, с одной стороны, проявляется известная общность, а с другой — намечаются противоречивые тенденции в идеологии национально-освободительного движения.

Борьба с империализмом, усилия, направленные на укрепление политической и экономической независимости, объединяют различных представителей африканской политической мысли и поддерживаются всеми ее направлениями, возникшими на базе национально-освободительного движения. Было бы неверно утверждать, что буржуазная ее ветвь отказалась от борьбы с империализмом и игнорирует реальные антагонизмы между империалистическими державами и народами, освободившимися от колониального ига. Это было бы упрощением противоречивой платформы африканских националистов, обнаруживающих тяготение к социально-политическим концепциям буржуазии.

В самом деле, признание необходимости борьбы с империализмом, критику империализма можно встретить у всех представителей этого направления. Т. Мбойя писал в 1963 г., что «Африка все еще продолжает бороться против пережитка колониализма, известного как неоколониализм». X. Бургиба в 1965 г. в речи, произнесенной в Каирском университете, подчеркивал неравноправный характер обмена между бывшими метрополиями и развивающимися странами. «Тунис, как и другие колониальные страны,— говорил X. Бургиба,— вывозил сырье и ввозил готовые изделия, другими словами, он вывозил работу и ввозил безработицу».

Оглавление