что не может не отразиться на идеологии. Демократические традиций национально-освободительного движения и стихийное стремление массы его участников к социальной справедливости до сих пор сказываются в рассматриваемом идейном течении, хотя, видимо, уже не они определяют теперь его развитие. Пример диалектического подхода к оценке буржуазного крыла новейшей политической мысли Африки дает тунисский марксист Мохамед Хармель при анализе идеологии и практики так называемого дестуровского социализма. Отметив, что Социалистическая дестуровская партия представляет собой «группировку противоречивых сил, которые смогли объединиться в борьбе против колониализма, но занимают разные позиции, когда речь идет о будущем страны», он говорит о борьбе между левыми и правыми тенденциями, хотя они еще не дифференцировались полностью, о недовольстве правого крыла рядом прогрессивных преобразований. М. Хармель подчеркивает готовность коммунистов Туниса сотрудничать с прогрессивными силами дестура и отмечает как положительный фактор принятие «дестуровского социализма» в качестве программы, хотя, разумеется, коммунисты и не считают его научным. Социальную сущность политики дестуровской партии он определяет следующим образом: «Если она и не соответствует полностью устремлениям новой буржуазии», то «нацелена в конечном счете на защиту ее будущих и длительных интересов». Говоря о дестуровской идеологии, М. Хармель пишет: «Перед нами двойственная идеология. Для нее характерны эклектизм и пестрота воззрений, которые свойственны мелкой буржуазии, пришедшей к власти на волне национально-освободительной борьбы в период крушения колониальной системы. Мелкая буржуазия мечется в поисках путей экономического развития отсталой страны, лавирует и маневрирует в условиях нарастания классовой активности основных социальных классов и слоев, пытается сохранить при этом свою руководящую роль и одновременно не может преодолеть тяготения к капиталистическому пути развития».
Мелкобуржуазный утопический социализм. Выше отмечалось, что мелкобуржуазные иллюзии в значительной степени присущи всей новейшей африканской политической мысли и являются как бы общим фоном идеологии национально-освободительного движения. В то же время утопический мелкобуржуазный социализм сохраняет значение и как самостоятельное направление, занимающее промежуточное положение между национал-буржуазным течением и национальной демократией и стремящееся избежать крена как к последовательно буржуазным, так и к научно-социалистическим концепциям.
Типичны, для этого направления взгляды президента Дж. Ньерере до принятия в начале 1967 г. Арушской декларации, которая позволяет говорить о наступлении нового этапа в идейном развитии ТАНУ и наметившейся тенденции к сближению с национальной демократией. Интересный образец утопического, мелкобуржуазного в основе своей подхода к проблеме развития африканских стран представляет книга нигерийского священника Б. Онуохи «Элементы африканского социализма», хотя в ней весьма ощутимо влияние буржуазного реформизма.
В этом направлении в полной мере продолжает звучать один из первоначальных мотивов обращения африканских идеологов к социализму — стихийное стремление трудящихся масс к социальной справедливости, убежденность в неспособности добиться ее осуществления капиталистическими методами, включая попытки буржуазного реформизма на основе государственного регулирования.
Некоторые положения сближают мелкобуржуазный утопический социализм с буржуазной ветвью африканской политической мысли. В первую очередь это относится к провозглашению африканских поисков социализма средним путем, отрицающим и капитализм и научный социализм. «Б. Онуоха,— пишет в предисловии к книге нигерийского священника его. английский наставник Дж. Максвелл,— принадлежит к большой и' быстро растущей группе африканцев, которые твердо стоят посреди дороги и ни под каким условием не хотят принять ошибки и несправедливости двух экономических крайностей — капиталистической системы laissez-faire справа или марксистского (или так называемого научного) социализма слева». Правда, в данном случае Максвелл немножко подправил Онуоху, так как последний в своем непризнании капитализма не ограничивается лишь системой свободной конкуренции,