Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

и говорит о его сходстве с некоторыми концепциями благоденствия, разработанными в недрах британской лейбористской и французской социалистической партий. Другой американский исследователь, Ч. Морзе,

подчеркивает, что , Сенегал и Танзания придерживаются | аспектов социализма, вытекающих из традиционного африканского общинного строя, тогда как Гана (имеется в виду Гана при правительстве К. Нкрумы) и Гвинея ушли значительно дальше в попытке создания об общественных тутов, отвечающих социалистическим принципам. Ч.Морзе говорит также об «африканском социализме», представленном Гвинеей и Ганой, где социалистические цели довольно четко определены, и об африканском прагматизме, или реализме, уделяю- щем больше внимание экономическому прогрессу, чем социалистической перспективе . В той же книге «Африканский социализм», изданной У. Фридлян дом и К. Розбери, по которой цитируется Морзе, уже известный нам Ч. Эндрэйн характеризует Гвинею и Се- негал как «контрастные типы африканского социализ- ма». При этом отмечается «плюрализм» идеологии Л. Сенгораи М.Диа и более сильные монистические тенденции, большая степень государственного контроля, большее влияние марксизма и большая независимость от бывшей метрополии в идеологии ,и практике Гвинеи Известный английский, лейборист Ф. Брокуэй выде­ляет четыре направления в африканской социалистиче­ской мысли: коммунизм, или марксизм-ленинизм; «аф­риканский марксизм», к которому он относит идеологов Гвинеи, Мали, Ганы (до падения правительств К. Нкрумы и М. Кейта); африканский прагматический социализм, представленный АРЕ, Тунисом, Сенегалом, Дагомеей, Танзанией и характеризующийся отрицанием классовой борьбы и диктатуры пролетариата в маркси­стском понимании, большей близостью к африканским традициям и большей терпимостью к частному сектору, чем у «африканских марксистов»; «африканский де­мократический социализм», представителем которого ф. Брокуэй считает Кенийский африканский националь­ный союз и его лидера президента страны Джомо Кениату.

Л. Тома, автор исследования «Социализм и Африка», различает четыре направления современной африкан­ской политической мысли: а) коллективистские тенден­ции с широким и авторитарным планированием, с при­нудительной экономией и обращением к трудовому уча­стию населения (Гвинея, Алжир, Гана, Мали); б) об­щинные тенденции, более гибкие, более либеральные, менее связанные с марксистскими концепциями (Сене­гал, Танзания, Тунис); в) смешанные тенденции, где вера в рентабельность капиталистических инвестиций идет рука об руку с земледельческим социализмом коо­перативного типа и с мобилизацией масс (Дагомея, Марокко); г) тенденции консервативные, чтобы не ска­зать реакционные (Либерия, Нигерия, Эфиопия). В другом месте Л. Тома говорит о двух крайних типах социализма в Африке, при этом подчерки­вая наличие многочисленных промежуточных ступеней: «Прежде всего, социализм спиритуалистский, реформи­стский и гуманистический, наиболее чистый пример которого. может представить Л. С. Сенгор, затем социа­лизм научный (или революционный) с материалистиче­скими тенденциями».

В приведенных опытах классификации современной политической мысли Африки заслуживает внимания ряд наблюдений, отражающих действительность. Некоторые направления выявлены более или менее полно, и в них отмечен ряд характерных черт. Таково замечание Ч. Морзе об «африканском социализме» и африканском прагматизме, подчеркивающее верность одних африканских идеологов идеалам социальной справедливости и отождествление социализма с экономическим прогрессом у других. Мысль о наличии особой ветви «прагматического социализма» в Африке разделяется и другими исследователями. Еще до Ч. Морзе ее высказал Ф. Брокуэй. Очень близко к этому определению подходит идея Эндрэйна о модели «государства благоденствия» в африканских условиях с подчеркиванием прикладного, нетеоретического характера ее программы и заметного влияния европейской социал-демократии (в приведенных выше попытках классификации только Л. Тома не дает направления, аналогичного прагматизму).

Не менее солидарны западные исследователи и тогда, когда они выделяют направление африканской идеологии, носящее более последовательный революционный характер. Ф. Брокуэй и Ч. Эндрэйн говорят об «африканском марксизме», Ч. Морзе — о четком определении социалистических целей и стремлении к глубоким социальным преобразованиям в противовес идеализации общинного строя, Л. Тома — о коллективистских тенденциях с широким использованием планирования.

Оглавление